Банкротство

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

К сожалению ситуации, когда учителя обижают детей в школе, не являются редкостью. Унижения, крик могут привести к появлению психологической травмы у ребенка.

Оскорбление педагогом ученика – это противоправное действие, которое должно быть наказано. Но решать проблему следует грамотно. Родителям важно понимать, что делать, если учитель оскорбляет ученика.

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Он может приходить домой расстроенным, обиженным, злым. Дети, личность которых подавляют в школе, будут находить всяческие поводы для того, чтобы не идти в учебное заведение. Они могут выдумывать заболевания, плакать, капризничать.

Также признаком того, что в школе имеются проблемы, является низкая успеваемость и отсутствие желания учиться. Малыш, садясь за выполнение домашних заданий, может показывать признаки паники либо страха. Чаще всего ребенок отказывается осваивать тот предмет, преподаватель которого к нему плохо относится.

Некоторые дети могут становиться агрессивными, тоже начинать оскорблять и унижать других. О проблемах в школе может свидетельствовать то, что ребенок пытается всячески избежать разговоров об учебном заведении и преподавателях. Отстраняясь от травмирующей ситуации, он старается защитить свою психику.

Психоэмоциональный фон, крепость нервной системы у детей разная. Поэтому реакция на проблемы в школе может отличаться.

Ребенок жалуется на учителя

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студентаПрофессия учителя является достаточно сложной. Она требует большого нервного напряжения, высокой концентрации внимания.

Дети, особенно в младших классах, непослушные и капризные. У многих учителей с годами появляются проблемы с нестабильностью психоэмоционального фона. Они могут срываться на учениках, высмеивать, оскорблять их, издеваться и даже бить.

Такие действия оставлять безнаказанными нельзя. Многие дети являются фантазерами. Если малышу не хватает внимания и заботы родителей, то он может выдумывать различные ситуации, чтобы вызвать обеспокоенность мамы с папой, обратить на себя внимание.

Если ребенок жалуется на учителя, необходимо удостовериться в том, что его слова правдивы. Некоторые дети остро реагируют на критику. Строгий запрет у них может вызывать обиду и злость. Вероятно, учитель просто предъявляет жесткие требования, что не нравится малышу.

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Если другие дети и взрослые хорошо отзываются о педагоге, то, скорее всего, сын или дочь, врет. В таком случае стоит открыто поговорить с ребенком, выяснить причину его психологического дискомфорта.

Если же учитель действительно оскорбляет и унижает малыша, то родители должны сразу предпринять действия по исправлению ситуации, защите своего ребенка.

Что делать, если учитель обижает ребенка?

Если учитель оскорбляет, высмеивает малыша перед классом, приказывает ему стоять на протяжении всего урока, дает подзатыльник, бьет указкой по ногам, рукам или телу, разговаривает с ним в язвительном тоне, намеренно занижает оценки, то это повод разобраться и наказать педагога.
Некоторые мамы и папы, узнав, что учитель плохо поступает с их малышом, переполняются эмоциями, начинают вести открытый конфликт с обидчиком, угрожать ему. Это неправильный подход. Важно сохранять спокойствие и благоразумие. Действовать в такой ситуации нужно грамотно.

Что делать, если учитель обижает ученика, стоит решать исходя из степени выраженности противоправных действий педагога, результативности общения с ним. В любом случае рекомендуется поговорить по поводу сложившейся ситуации с классным руководителем.

Родителям не стоит делать следующее:

  • ругать педагога, оскорблять его и унижать;
  • разбираться с учителем в присутствии детей или представителей педагогического персонала;
  • нервничать, раздражаться;
  • угрожать учителю прокуратурой, санкциями;
  • писать жалобы в вышестоящие инстанции без предварительного общения с директором школы.

Подобные действия могут лишь усугубить ситуацию.

Решение мирным путем

Решать конфликт в школе лучше мирным путем. Сначала стоит встретиться и поговорить с учителем, который обижает ребенка. Необходимо попросить педагога объяснить свое поведение, негативное отношение к малышу.

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студентаВажно внимательно выслушать учителя, а затем проанализировать, соответствует ли его рассказ жалобам со стороны сына (дочери).

Если есть подозрения о том, что педагог лукавит, то надо пообщаться с детьми класса, в котором учится ребенок. Это поможет прояснить картину. Часто беседа с родителями исправляет отношение педагога. Но бывают случаи, когда разговора с учителем, оказывается недостаточно.

Тогда этот вопрос стоит поднять на родительском собрании. Хорошо, если среди мам и пап детей класса, нашлись единомышленники. В одиночку настоять на решении проблемы будет трудно.

Как написать заявление на учителя за оскорбление?

Бывают случаи, когда общение с педагогом, который оскорбляет и унижает ученика, классным руководителем не приносит положительного результата. В таком случае нужно написать жалобу на учителя и подать ее на рассмотрение директору.

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Подавать заявление на педагога, который превышает свои полномочия, нужно в законном порядке. Жалоба директору школы принесет результат, если неправомерное поведение преподавателя носит непостоянный характер.

Если учитель регулярно оскорбляет, бьет ученика, директор школы не реагирует на жалобу родителей, тогда заявление рекомендуется подать в вышестоящие инстанции сферы образования. В этом случае преподаватель будет отвечать за свои действия по закону. За моральное и физическое насилие педагог может быть привлечен к уголовной либо административной ответственности.

Образец жалобы можно скачать в интернете. Желательно при составлении заявления обратиться за консультацией к юристу. Специалист поможет грамотно написать документ, укажет положенный уровень дисциплинарного взыскания.

Подавать заявление на учителя имеют право:

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

  • родители;
  • законные представители ученика;
  • коллектив родителей класса.

Правила составления жалобы:

  • указать наименование и местоположение учебного учреждения, ФИО и должность адресата, ФИО составителя с указанием полномочий;
  • описать суть обращения. Важно подробно изложить проблему, обстоятельства конфликта с учителем, отметить ФИО педагога и пострадавшего от него ученика;
  • информацию оформлять в официальном стиле;
  • нельзя делать исправлений, зачеркиваний;
  • указать пожелания по мерам, которые хотелось бы применить к педагогу;
  • в конце заявления нужно поставить дату и подпись.

Рекомендуется приложить материалы, которые подтверждают вину учителя. Это могут быть запись разговора педагога с учеником, видеоролик.

Не допускается употребление в заявлении ненормативной лексики, оскорблений личности учителя. Также важно понимать, что за дачу заведомо ложной информации предполагается ответственность.

Как поменять учителя в классе: действия родителей

Если преподаватель обижает многих детей в классе, то его можно поменять. Для этого родителям пострадавших малышей следует действовать сообща. Есть два варианта решения проблемы.

Первый заключается в том, что родители обращаются в администрацию школы с просьбой заменить педагога. Это делать стоит в письменной форме, подав заявление-жалобу.

В документе по пунктам нужно изложить претензии, подтвердив их фактами и заверив подписями родителей класса.

Составлять жалобу надо в двух экземплярах: первый образец дается директору, а второй с подписью секретаря о получении остается на руках у заявителя. Второй способ решения проблемы – обратиться в администрацию школы с просьбой перевести малыша в другой класс, в котором не преподает определенный учитель. Необходимо подать заявление.

Надо учитывать, что руководство школы может отказать в такой просьбе, на это есть ряд причин:

  • укомплектованность классов;
  • боязнь создать прецедент;
  • расхождения в образовательных программах классов.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что придется не один раз встретиться с администрацией учебного заведения, чтобы добиться своей цели.

Видео по теме

Что запрещено делать учителю в школе? Ответы в видео:

Таким образом, если ребенок жалуется на то, что его обижает учитель, нужно выяснить подробности ситуации, пообщаться с преподавателем и детьми класса. Если путем переговоров не удалось добиться положительных изменений, тогда стоит писать жалобу на руководство школы. Если директор не реагирует на заявление родителей, тогда необходимо обращаться в вышестоящие инстанции.

«Хорошего учителя никто никогда не оскорбит». Директор школы, юристы и психолог — о штрафах за оскорбление педагогов

Профсоюз учителей подготовил законопроект, в котором предлагает ужесточить ответственность за оскорбления и издевательство над учителями — например, ввести штраф до 5 000 рублей за хамство, а за ненадлежащее воспитание ребёнка увеличить сумму наказания до 3 000 рублей. В особо тяжёлых случаях, когда школьник нападает на учителя и наносит ему травмы, предлагают ввести уголовную ответственность. Мы попытались разобраться, что такой закон будет значить для школ, детей и родителей.

«Если тебя оскорбляют ученики, значит, ты это оскорбление спровоцировал»

Ефим Рачевский, директор школы № 548

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Знаете, на что это похоже? На ситуацию: «Я полюбил женщину, а она не отвечает мне взаимностью. Я обращаюсь в районный отдел полиции. Не можете ли вы её оштрафовать?»

В основе этого законопроекта лежит непонимание одной глубинной вещи. Учитель и ученик по определению не могут быть равными правовыми субъектами. Ученик не обладает всей правовой полнотой, потому что он ещё несовершеннолетний. А учитель — взрослый, наделённый знаниями основ педагогики, особенностей возрастной психологии, жизненным опытом.

Есть такая латинская поговорка: «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». А я её переверну: что позволено ребёнку, то взрослому не позволено. Такие инициативы, как правило, исходят от учителей, которые отличаются достаточно высоким уровнем непрофессионализма.

Читайте также:  Продажа квартиры, находящейся в собственности у нескольких собственников

Хорошего учителя никто никогда не оскорбит. А плохому учителю нечего делать в школе

Если к нему подойти и сказать: «Ты козёл, или…»? Тогда мы уже попадаем под статью какого-либо кодекса — вот тебе и штраф. Зачем же выделять учителей в отдельную категорию оскорбляемых? Это попытка кальки с закона об оскорблении власти. Но если представитель, к примеру, муниципальной или региональной власти ведёт себя как нехороший человек? А потом мы узнаем, что он ещё и взяточник?

В российском законодательстве всё уже есть. Если какой-нибудь нетрезвый папа придёт к классному руководителю проблемного сына и оскорбит — он, как гражданин, может написать заявление в полицию и закон будет на его стороне. Чего ещё выделять-то?

Давно пора перестать считать, что учитель — это эксклюзивная профессия. Она не эксклюзивная, а массовая. В России сегодня больше миллиона учителей.

Есть такое классическое поздравление с Днём учителя: «Желаем вам успехов в вашем нелёгком, но благородном деле». Тот, кто это писал, по всей видимости, не спускался в шахты Норильска. Учитель — это прекрасная профессия.

И профессионал получает удовольствие от своей работы. Плюс к этому у него ещё есть двухмесячный отпуск и льготная пенсия по выслуге лет.

Учитель имеет дело не с потоком неудовлетворённых дольщиков жилья, а с благодарнейшей частью человечества — с детьми. Это кайф

Если они тебя оскорбляют, значит, ты это оскорбление спровоцировал. Бывают, конечно, случаи, когда ты не провоцируешь, а становишься жертвой. Но они единичны и с ними нужно разбираться индивидуально и профессионально. А педагог это сделает лучше любого стража закона.

В стране 16 миллионов школьников. Случаев, когда обижают учителя, — немного, но каждый из них, попадая в сеть, создает ощущение массовости. Даже если кто-то кого-то оскорбил, нужно разбираться с каждым конкретным случаем, и совсем необязательно использовать для этого репрессивно-правовые методы воздействия. Здесь нужны педагогические методы взаимодействия.

Представьте себе школьника, которого отвергла девочка из параллельного класса. У него мир переворачивается и жизнь рушится, а ему говорят, что он неправильно написал слово «корова». Конечно, он может отреагировать непредсказуемо. Звать полицию? Или поговорить?

«Профсоюз учителей хочет полностью снять с себя обязанности по воспитанию детей»

Юрист «Правозащиты Открытки» Эльза Нисанбекова

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Действующее законодательство направлено на логичную структуру: взрослые люди — учителя, родителя, воспитатели — должны воспитывать ребёнка.

Профсоюз учителей, похоже, полностью хочет снять с себя обязанность по воспитанию детей и перекинуть её на правоохранительные органы. Например, в законопроекте предлагают сообщать в комиссию по делам несовершеннолетних о детях, оскорбивших учителя.

То есть вместо того, чтобы объяснить ребёнку, что плохо, а что хорошо, предполагается, что это сделает сотрудник ПДН.

Также в новом законопроекте требуют выделить педагогических работников в отдельную социальную группу и наказывать особо за совершение противоправных действий в их отношении. Об этом, в частности, говорят предложения по внесению изменений в Уголовный кодекс и КоАП РФ.

Это, на мой взгляд, излишне, ведь административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения 16 лет. Примерно в этом возрасте дети уже оканчивают школу. А более молодых школьников будет невозможно привлечь к административной ответственности.

Если говорить о привлечении к уголовной ответственности — там тоже по общему правилу возраст уголовной ответственности наступает в 16. За особо тяжкие преступления — в 14.

Я безусловно согласна, что наносить побои педагогическим работникам недопустимо, но Уголовный Кодекс уже содержит аналогичные статьи

Например, об умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (статья 111) или об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью (статья 112). Выделение отдельного наказания за причинение вреда педагогическому работнику не обосновано. Что касается какой-то дополнительной ответственности для родителей нерадивых учеников, то её законом не предусмотрено.

А ещё законом никак не прописана дополнительная процедура какого-то расследования, в случае, если неправомерные действия ученика стали следствием неправомерного поведения учителя. Но у нас есть действующее законодательство, которое предусматривает возможность расследования всех обстоятельств дела и право на самозащиту.

«Задача педагога — видеть в ребёнке человека, даже если он пытается тебя обидеть»

Психолог Анна Боева

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

В российском современном образовании, к сожалению, очень сильна конкуренция между учителями и родителями. Последние стараются много ответственности переложить на школу, а школа — на родителей, и, самое неприятное, школа боится родителей.

Сейчас государственная система устроена так: если ты написал жалобу, тебе в руки попадает очень много власти. Школа в некотором смысле находится в заложниках: и постоять за себя не может, и сделать так, как считает нужным, тоже не может, потому что боится, что родители возмутятся.

Кажется, что такой законопроект — это попытка школы «огрызнуться» на тему того, что происходит. А происходит вседозволенность.

Рамки для детей и родителей очень расширены. В воздухе витает идея, что родитель — всегда заказчик, что клиент всегда прав. Но это не так

Школа — это место, где должны прививаться ценности, где дети должны справляться с трудностями. Это не значит, что нужно бить или жестоко их наказывать, но значит, что в школе есть ситуации, где нужно прикладывать усилия — и родителям, и детям.

Я думаю, такой закон будет неэффективен. Современные исследования показывают, что позитивные подкрепления работают лучше, чем наказания. Они, в большинстве своём, неэффективны. Идея про штрафы даже как-то нелепо звучит. Учитель должен воспитать ребёнка и, в частности, научить его разговаривать, корректно выражать своё отношение и прочее. Но я думаю, что школы очень связаны по рукам и ногам.

Задача педагога — видеть в ребёнке человека, даже если он пытается тебя обидеть. Надо понять: что сейчас происходит, почему он так реагирует? Живые реакции — это хороший опыт для ребёнка его возраста: так он понимает, к чему приводит тот или иной формат общения. Важно давать обратную связь.

Подростки — это правда очень сложная категория людей. С ними сложно работать любому человеку, потому что это много драйва, но и одновременно много трудностей — они очень неустойчивые создания и находятся в состоянии «перерождения». Это вызывает очень много чувств, с которыми надо справляться.

Подросткам границы важнее, чем многим другим. Если ребёнок может так себя вести, значит, ему не хватает каких-то правил. И учителя, и родители должны ставить рамки. Все находятся в одной лодке — все хотят вырастить счастливого человека. И если мы все будем биться между собой — психологи — с учителями, учителя — с родителями, а родители — с психологами, этой цели никто не достигнет.

«Я не вижу никакой логики этих поправок в принципе»

Алёна Попова, юрист, правозащитник, сооснователь «Вместе против травли»

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Поскольку в России никак не профилактируется насилие, все нормы, ужесточающие ответственность за насилие или оскорбление в отношении педагога, кусочные и ни к чему не приведут. В законе об образовании и так отмечен особый статус педагогов по отношению к ученикам.

Они и так должны соблюдать дисциплину и нормы учебного заведения.

Родители и так (в соответствии с законами РФ) несут полную ответственность за деяния не полностью деликтоспособного несовершеннолетнего, то есть ребёнок не несёт полной ответственности за свои действия или бездействия в соответствии с законом.

Моя бабушка была завучем в советской сибирской сельской школе. И меня родители воспитали так, что учителя казались богами, несущими мне знания. Это моё отношение сложилось в том числе и потому, что учителя уважали нас и никогда не позволяли себе травлю, буллинг, оскорбления или унижение нашего человеческого достоинства.

Давайте зададимся вопросом, а почему не проводят профилактику буллинга в школе?

В том числе со стороны учителей. Мы знаем массу случаев, когда педагоги, например, называют детей «тупой/тупая», «скелет», «косоглазая», тем самым поддерживая и создавая дикую травлю детей. Часто учителя потакают ей.

Поэтому не вижу никакой логики в этих поправках в принципе.

Это односторонняя идея, которая приведёт не к решению проблемы неуважения к учителям (а она и правда огромная), а к росту буллинга и молчания о нём, если учитель травит ученика.

Все меры должны быть логичными, системными и профилактическими. С насилием и неуважением надо бороться не такими же методами, а профилактикой. Об этом мы много лет говорим.

В течение недели «Мел» пытался связаться с заместителем председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовью Духаниной, которая, как сообщалось, поддерживала данную инициативу.

Ответа на запрос о комментарии мы пока не получили. В интервью «Комсомольской правде» от 29 февраля она говорила: «Я к этим законопроектам отношения не имею. Ставить свою подпись под документом коллег-депутатов я отказалась.

И профсоюз со своими штрафами не вовремя объявился».

Агрессия и травля со стороны учеников в школе: что делать учителю

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента Иллюстрация depositphotos

Каждый учитель сталкивается в своей практике с трудным поведением детей. У такого поведения много видов, но иногда оно проявляется в форме агрессии или травли со стороны учеников в адрес одноклассников или взрослых.

Причины могут быть разными, но при любых обстоятельствах учителю приходится с этим работать. Что делать педагогу, если он столкнулся с такой проблемой, на круглом столе «Взаимодействие с трудными детьми в классе», организованном Яндекс.

Учебником и благотворительным фондом «Шалаш»,  рассказала директор фонда и педагог Лиля Брайнис.

Что такое трудное поведение и каким оно бывает 

Трудное поведение – это поведение, которое мешает обучению и отношениям ребёнка с другими, причиняет вред окружающему пространству и вещам и создает риски для самого ребёнка, сверстников, взрослых и других живых существ. Из этого определения понятно, что от трудного поведения страдают не только окружающие, но и сам ребёнок, который себя так ведет. 

Поскольку ребёнок сам страдает от этого, очень важно ему помочь, поддержать его и научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребёнок, а ребёнок, которому трудно. 

У трудного поведения есть много разных видов: невыполнение домашнего задания, пропуск занятий, рискованное поведение, курение, употребление психоактивных веществ. Иногда это агрессия и травля – когда ребёнок выражает свои сильные эмоции деструктивными способами, которые задевают окружающих, наносят урон вещам и создают психологический дискомфорт. 

Читайте также:  Как объявить и оформить выговор за опоздание на работу

Почему дети ведут себя агрессивно

Дети могут проявлять агрессию по разным причинам: из-за тревоги, стресса, неуверенности в себе, неблагоприятной ситуации в семье и неумения выразить свои чувства иным способом. Участвуя в травле, ребёнок может пытаться заслужить уважение в коллективе.

Важно понимать, что, выражая агрессию, ребёнок делает это не назло и не ради удовольствия, а потому что не знает, как поступать иначе.

В целом злость и агрессия – это нормальные чувства, такие же как радость, интерес или страх, но детей нужно учить выражать эти чувства не в деструктивном формате. 

Что делать, если преподаватель оскорбляет и унижает студента

Как учителю вести себя, если ученик ведет себя агрессивно и провоцирует конфликты

Агрессия со стороны учеников обычно приводит к конфликтам на уроках или переменах. Учитель становится неотъемлемым участником этого конфликта и его задача – сначала эту ситуацию остановить, после чего помочь ребёнку найти новые способы выражения агрессии. Есть несколько основных рекомендаций, которые мы в фонде «Шалаш» используем в работе с детьми. 

  • Первое, что нужно сделать в случае конфликта – остановить ребёнка. Часто дети в состоянии аффекта не реагируют на слова, и тогда учитель может быть вынужден остановить его физически, но не проявляя встречную агрессию – не нужно хватать ребёнка за руку или плечо, лучше, например, обнять его.
  • В конфликтных ситуациях сохраняйте спокойствие. Если есть жертва – поддержите ее, даже если конфликт происходит прямо на уроке. Это важно, потому что это создает ощущение безопасности на занятии, и таким образом учитель посылает ученикам сигнал, что заступится за каждого, если кто-то проявит в их адрес агрессию.  
  • Разберитесь в причинах конфликта. Прерывать ход урока в таком случае не стоит – можно найти время на перемене. Для выяснения причин не нужно заставлять детей друг перед другом извиняться. Лучше дать детям высказаться, и выслушать две стороны конфликта, чтобы понять, что заставило учеников вступить в противостояние.   
  • Дети и подростки не знают, как приходить в себя в случае конфликта, поэтому учителю важно предложить им варианты разрядки: попить воды, подышать, что-то сильно сжать, посидеть за задней партой. На ссоры тратится много энергии, поэтому лучше дать возможность детям отдохнуть и предложить вернуться к уроку тогда, когда они будут готовы.   
  • Ребёнок сам не может научиться понимать и называть свои чувства, назовите их за него – «Я вижу, что ты расстроен(а)/злишься». Так ученик научится соотносить свои эмоции с тем, как это называется, и его эмоциональный интеллект будет развиваться.   
  • После урока покажите ребёнку, что существуют никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать или сказать что-то, что поможет избежать конфликта – например, «Мне неприятно/Я сейчас разозлюсь/Пожалуйста, отойди».   
  • Отмечайте прогресс ребёнка в освоении этих способов в течение какого-то периода – недели, месяца, четверти. Часто дети, которые проявляют агрессию и которым сложно с ней справляться – это дети с низкой самооценкой,  мотивированные скорее на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Им важно увидеть связь между усилиями и результатом. Можно или устно сказать ребёнку о том, что у него получается, или передать ему записку. 

Если агрессия направлена в адрес учителя

Если агрессия со стороны ученика направлена в адрес учителя, план действий выглядит точно так же, но ориентироваться нужно на собственную поддержку. Ребёнка нужно остановить любыми способами, не давать причинять физическую или словесную боль и последовательно устанавливать жесткие границы – что можно делать, а что нельзя, и говорить, какие будут последствия нарушения этих границ. 

Педагогу важно помнить, что создает условия для обучения именно он, и помочь детям учиться вести себя иначе в его силах. 

Что такое травля и как она выглядит 

Проявление агрессии, которое длится какое-то время и не заканчивается – это травля.

Травля — это систематическое целенаправленное, осознанное агрессивное поведение одного или нескольких человек при условии неравенства участников или по численности – несколько учеников против одного, или по статусу – более популярные дети против менее популярных, или по силе – более сильный ученик против более слабого. 

Как учителю прекратить травлю в классе

В первую очередь важно понимать, что травля не пройдет сама собой, а со временем будет набирать все больший оборот, создавая негативные психологические последствия не только для жертвы и агрессора, но и свидетелей происходящего. Учителю необходимо вмешаться. Вот несколько советов о том, как справиться с травлей:

  • Признайте, что проблема существует, и назовите ее. Если в классе систематически один ученик не разговаривает с другим, чьи-то вещи постоянно портятся, о ком-то распускаются слухи, – это не шутки или игра, а явные признаки травли, которую нужно остановить. Травля – это проблема всего класса, а не отдельных детей, поэтому педагогу нужно назвать происходящий процесс всем ученикам, и дать понять, что такого проявления насилия никто не заслуживает. Нужно дать травле однозначную оценку, сказать, что это плохо, и не должно происходить в классе. Важно не переходить на критику отдельных детей и их личных особенностей, иначе дети займут оборонительную позицию. Покажите, что травля – общая проблема, от которой страдают все, и с этой ситуацией нужно бороться вместе. 
  • Сформулируйте правила поведения в группе – скажите детям, как им можно друг с другом общаться, а как нельзя. Перед педагогом не стоит задача сделать участников травли лучшими друзьями, достаточно будет того, чтобы они научились цивилизованно друг с другом сосуществовать, не причиняя друг другу боль и страдания. Не стоит ждать, что дети запомнят эти правила сразу. Но если вы сами будете им следовать, постоянно акцентировать на них внимание и следить за их соблюдением, у детей не будет возможности их забыть. Социальный психолог Альберт Бандура, создатель теории социального научения, говорил о том, что дети следуют за поведением взрослого.   
  • Ситуация травли не прекратится сразу, потому что дети не умеют действовать по-другому. Чем старше дети, тем сложнее им научиться вести себя иначе. Будьте настойчивы и постоянно возвращайтесь к правилам поведения на уроке.   
  • Отслеживайте позитивные изменения в поведении детей, потому что позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное. Детям важно знать, что у них что-то получается, и видеть, что учитель замечает их успех и хвалит их даже за небольшие продвижения. 

Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с  детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.

Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты».

Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке.

Что делать по закону, если руководитель оскорбляет и унижает?

Большинство совершеннолетних граждан страны связаны трудовыми отношениями. Это значит, что ежедневно они вступают в коммуникации с начальниками, подчиненными, коллегами.

Проводя существенную часть жизни на работе, человек хотел бы рассчитывать на комфортную обстановку. Но часто хорошие отношения с коллегами и руководством становятся недостижимыми, некоторые начальники нарушают нормы деловой этики, позволяют себе повышать голос на сотрудников, откровенно хамить. Существуют ли законные способы справиться с этой проблемой?

Причины повышения тона

Существуют разные причины некорректного поведения, начальник может быть невоспитанным человеком или его крики могут быть выражением желания заставить человека уволиться по собственному желанию.

Человек, устраиваясь на работу, надеется встретить компетентного руководителя, способного помочь ему организовать работу. Нередко все ожидания оказываются тщетными, сотрудник встречает агрессию, крики, иногда прямые оскорбления.

Не все знают, имеет ли право директор кричать на сотрудника.

Бывают ситуации, когда такие действия имеют под собой основания. Руководитель хотел бы избавиться от подчиненного.

Словесная агрессия становится методом добиться самостоятельного принятия решения об увольнении, так как хотелось бы избежать судебных преследований в случае необоснованного увольнения по инициативе администрации. Психологическое давление часто приводит именно к этим последствиям.

Но оно может быть квалифицировано как принуждение к увольнению и стать поводом для обращения сотрудника в трудовую инспекцию. В заявлении необходимо указать:

  • работодателя;
  • реквизиты трудового договора;
  • информацию о себе.
Читайте также:  Отпуск согласно утвержденному графику в нерабочие дни

Увольнение в периоды кризисов не всегда станет целесообразным решением. Возможно, некорректное поведение не является принуждением к увольнению, это просто проявление несдержанного характера, плохого воспитания. Такие действия могут не становиться причиной для самостоятельного увольнения, но будут поводом для привлечения к административной ответственности.

Поэтому сначала надо выяснить истинную причину хамства, вызвав руководителя на откровенный разговор.

Если основанием стало то, что начальника не устраивают профессиональные качества сотрудника, необходимо совместно выработать способы исправить ситуацию. Полученные оскорбления стоит обсудить и просить больше не реагировать таким образом.

Часто, если профессиональные проблемы устранены, некорректное поведение прекращается вместе с ним. Но иногда это не решает проблему, унижения и оскорбления продолжаются.

Если оскорбления стали постоянной практикой

Существует вероятность, что ситуацию можно перевести в мирную плоскость, исчерпав конфликт. Если переговоры не помогли, необходимо обратится к защите закона. Хамство является прямым посягательством на права человека, указанные в Конституции. Основной закон нашего государства не допускает унижение чести и достоинства личности. Оскорбление является прямым унижением чести и достоинства.

Иногда ситуацию можно разрешить обращение к вышестоящему руководству, через голову непосредственного. Иногда это решает проблему. При отсутствии такого руководителя или его реакции, необходимо рассмотреть возможность обращения в одну из следующих инстанций:

  • трудовая инспекция;
  • полиция;
  • прокуратура;
  • суд.

После обращения будет проведена проверка достоверности указанных  им фактов и если они подтвердятся, то будет рассмотрен вопрос о привлечении виновной стороны к ответственности. Суд не проводит проверку, он рассматривает исковое заявление, но ему нужно предоставить веские аргументы для того, чтобы решение было вынесено в пользу истца.

Как доказать факт оскорбления

Но для того, чтобы проверка завершилась успешно, вместе с заявлением нужно предоставить доказательства противоправного поведения руководителя, наличие оскорблений, выраженных в неприличной форме или содержащих в себе угрозу жизни и здоровью. Ими могут стать:

  • аудиозаписи;
  • видеозаписи;
  • документы;
  • свидетельские показания.

Составляя заявления, нужно указывать не только информацию о компании и о себе, но и предоставить органам, которые будут проводить проверку, контактные данные руководителя.

Ответственность по закону

Целью лица, заявившегося в указанные инстанции, становится и прекращение конфликта, и привлечение обидчика к ответственности. Необходимо помнить, что за унижение чести и достоинства другого лица, выраженного в неприличной форме, начальник за оскорбление сотрудника может быть привлечен к административной ответственности.

Сроки рассмотрения заявления предусмотрены нормативными актами, регулирующими деятельность полиции, прокуратуры, трудовой инспекции и ГПК, если заявление подается мировому судье.

В Уголовном кодексе есть статьи, которые предусматривают ответственность и за угрозу насилием, причинение вреда жизни и здоровью, при этом суд может удовлетворить требование о возмещении морального вреда.

Если такие угрозы зафиксированы, нужно подавать заявление и в полицию, попросив принять меры и привлечь представителя работодателя к ответственности. В зависимости от сложности ситуации проверки или рассмотрение дела в суде могут затянуться, сроки будут длительными.

Уже сложилась успешная практика привлечения начальников  ответственности за оскорбление подчиненного. Случаи пока единичны, но они подтверждают, что закон полностью стоит на стороне гражданина, вынужденного терпеть оскорбление и хамство на работе.

Заключение

Нестабильная экономическая ситуация, сложности, возникающие при поиске нового рабочего места, полностью привязывают человека к его текущему работодателю. Иногда ему трудно перенести напряженность на работе, неблагоприятные условия труда, которые непосредственно влияют на его производительность.

Напряженные отношения с руководителем являются одним из важнейших факторов, усложняющих положение сотрудника. Существует множество причин, по которым начальники унижают человеческое достоинство подчиненного, но ни одна из них не станет для закона основанием для предоставления ему права на такое поведение.

Если возникла такая ситуация, на первом этапе необходимо провести переговоры с непосредственным или вышестоящим начальством. Если же они не привели к позитивному результату, нужно обращаться за поддержкой закона, в трудовую инспекцию, прокуратуру, полицию, суд.

Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

В учебной практике нередки случаи оскорбления ребенка учителем, причем причины непедагогичного поведения учителя могут быть различного рода начиная от личной неприязни и заканчивая раздражением по поводу непонимания ребенком материала. Обычно в подобных конфликтных ситуациях, с психологической точки зрения, виноваты оба, и учитель, и ученик. Однако, это не освобождает от ответственности преподавателя за оскорбление.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

В настоящей публикации рассмотрим что делать, если учитель унижает и оскорбляет ученика, порядок подачи заявления и рассмотрения данных дел.

Имеет ли право учитель оскорблять и унижать ученика?

Это один из самых наболевших вопросов родителей, и ответ на него однозначен и очевиден: «нет, учитель не имеет права оскорблять ребенка». За подобные деяния наступает административная ответственность.

Если вам стало известно, что учитель оскорбил вашего ребенка, то необходимо поднять данный вопрос сначала перед директором школы, а если результата не будет, то можно написать заявление по данному факту в прокуратуру.

Важно! Разрешение ситуации внутри школы предпочтительно, поскольку вы не вступаете в открытую конфронтацию с учителем и показываете свою готовность решить вопрос мирно.

Обычно подобные ситуации разбираются на собрании с директором и участие принимают в данном мероприятии строго ограниченное число лиц, а именно: учитель, ребенок, его родители и педагог-психолог.

Как написать заявление на учителя за оскорбление?

Заявление по данному факту направляется в прокуратуру. Все мероприятия по расследованию административного правонарушения осуществляет прокурор.

Важно! Прежде чем обращаться в прокуратуру необходимо выяснить действительно ли оскорбление имело место.

Дети часто фантазируют, пытаясь прикрыть собственное незнание, плохое обучение и поведение.

Следует подробно расспросить ребенка о ситуации, некоторые вопросы можно задавать разными словами, но отдельно. Если ребенок начнет путаться, то скорее всего ребенок не говорит вам всю правду.

По возможности необходимо пообщаться спокойно с учителем и другими учениками, которые стали свидетелями данного деяния. Также следует выяснить, а было ли ранее совершенно оскорбление учителя учеником.

Если понимания не удалось найти, то следует предпринять более жесткие меры и обратиться в прокуратуру по факту оскорбления. Полагаем, что делать это стоит в крайнем случае, если учитель действительно не понимает, что ведет себя неправильно и вины ребенка в случившемся нет.

В заявлении указывается дата, время, место осуществления правонарушения, действия учителя и слова, которые он произносил и совершал по отношению к ребенку. В подробностях ситуацию можно не расписывать, после возбуждения дела, вас будут опрашивать отдельно и более подробно.

По итогам рассмотрения заявления прокурор должен принять мотивированное решение о возбуждении административного дела или об отказе в возбуждении дела. Данное процессуальное решение возможно оспорить через суд или вышестоящему прокурору.

Если дело возбуждено, то прокурор должен принять все меры, направленные на расследование данного правонарушения. В большинстве случаев прокурор опрашивает каждого участника конфликта по отдельности. Максимальный срок расследования устанавливается в 1 месяц.

После завершения расследования прокурор направляет материалы административного дела в суд. На стадии судебного разбирательства дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев. Но в большинстве случаев данный срок нарушается, поскольку суды очень загружены.

Важно! На практике дело об оскорблении может быть рассмотрено в единственном заседании, если нет необходимости вызывать дополнительно свидетелей, и суд считает дело подготовленным к судебному разбирательству. От имени ребенка в судебном заседании будут участвовать его родители, поскольку они являются его законными представителями. Также в суд приглашается виновное лицо и прокурор.

По итогам рассмотрения дела может быть принято решение о привлечении к ответственности или о прекращении административного дела. Данные процессуальные решения могут быть оспорены в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня вручения (получения) копии постановления.

Итак, в данной статье мы исследовали порядок действий при выявлении оскорбления учителем ученика, порядок подачи заявления и рассмотрения данных дел.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.