Как оформляется исключительное право на произведение
Существует два вида распоряжения правами на интеллектуальную собственность, которые могут принести прибыль их правообладателям или авторам.
Первый способ является самым распространенным: объект используется самостоятельно в производстве конечного продукта или услуги, либо, если это средство индивидуализации, для продвижения компании.
Второй вариант предполагает передачу таких прав третьим лицам за фиксированное или периодическое вознаграждение.
Процедура распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности (патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также товарные знаки, знаки обслуживания и т. д.
) несколько отличается от процедуры распоряжения правами на объекты авторского права (произведения).
Правообладатель может распоряжаться своим исключительными правами двумя способами: передавая права использования или отчуждая данный объект.
В этом случае правообладатель сохраняет за собой исключительное право на объект интеллектуальной собственности, например товарного знака, но использовать данный объект могут и другие лица. Такое распоряжение может быть оформлено лицензионным договором, а также договором коммерческой концессии или, как его еще называют договором франшизы.
В рамках лицензионного договора передаются права на один вид объектов, в рамках договора коммерческой концессии передаются права на комплекс исключительных прав, включающий товарный знак или знак обслуживания, а также патенты, ноу-хау и другие объекты.
Узнать подробнее об особенностях лицензионного договора или договора коммерческой концессии (франшизы)
Обычно, договоры на использование исключительного права имеют ограничения: по времени действия (устанавливается срок действия договора), территориально (право на использование объекта распространяется только на конкретный регион), также ограничение может касаться способов использования переданного объекта.
Также правообладатель может передавать право использования одной и той же интеллектуальной собственности нескольким лицам, если в договоре не определена исключительность такой передачи.
В этом случае первоначальный собственник объекта полностью передает все без исключения свои права приобретателю. Наряду с правами на приобретателя переходят и обязанности, связанные с объектом.
К таким обязанностям относится обязанность соблюдения договоров, в которых третьим лицам предоставлено право использования приобретенного объекта интеллектуальной собственности (договоры коммерческой концессии или франчайзинга, а также лицензионные договоры).
Также отчуждение исключительных прав называется уступкой исключительных прав. Внимание! Не стоит путать данное определение с уступкой права на получение патента или свидетельства на средство индивидуализации, которая может быть произведена еще до регистрации объекта интеллектуальной собственности.
Узнать подробнее о договоре отчуждения исключительного права.
Стоит помнить, что сторонами в ряде договоров, связанных с передачей исключительных прав на патенты и средства индивидуализации, могут быть только юридические лица и предприниматели (договор коммерческой концессии, лицензионный договор и договор отчуждения, по которым передаются товарные знаки или иные средства индивидуализации). Обратите внимание: договоры, в которых сторонами являются юридические, лица могут быть только возмездными.
Еще одной отличительной чертой передачи прав на интеллектуальную собственность становится их обязательная государственная регистрация в Федеральном институте промышленной собственности.
Передача прав на товарный знак
Передача прав на товарный знак может быть осуществлена с помощью оформления нескольких видов договоров:
- Лицензионного договора, по которому товарный знак передается во временное пользование. В случае, когда происходит передача прав на торговую марку по лицензионном договору, владелец знака может предоставить возможность использовать свой зарегистрированный бренд только в части защищенных классов МКТУ или же на ограниченной территории. Также правообладатель может предоставить возможность использовать свой товарный знак сразу нескольким компаниям.
- Договор коммерческой концессии (франчайзинга). В рамках одного договора франшизы правообладатель может передать в пользование не только товарные знаки, но и патенты, ноу-хау, коммерческое обозначение, а также иные объекты интеллектуальной собственности.
- Договор отчуждения товарного знака. Производится передача всех прав на товарный знак без исключения. В этом случае первоначальный правообладатель утрачивает любые права на товарный знак. Также договор отчуждения называют договором купли-продажи товарного знака.;
- Договор залога товарного знака. Товарный знак передается в залог как обеспечение займа денежных средств.
Договор на передачу авторских прав на произведения
Договорные отношения в сфере авторских прав регулируются несколькими видами договоров.
В связи с тем, что право на произведение возникает с момента его создания, а не с момента его государственной регистрации, обязательная регистрация договоров по передаче объектов авторских прав отсутствует.
Исключением является договор отчуждения исключительных прав на программу ЭВМ, который все же должен пройти государственную регистрацию, если сама программа ЭВМ зарегистрирована в Роспатенте.
Договор предусматривает передачу авторских прав на произведение к приобретателю в полном объеме, в отношении любых видов использования на территории мира. Приобретатель получает право распоряжаться приобретенным имуществом, не ограничиваясь какими-либо рамками.
Узнать подробнее об особенностях договора отчуждения или заказать услуги.
Правообладатель или автор произведения может предоставить приобретателю исключительную или неисключительную лицензию. Согласно общему правилу, лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, однако, для передачи произведений предусмотрены исключения.
В устной форме может заключаться лицензионный договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании, а также в форме оберточной лицензии может заключаться договор о предоставлении права использования программы ЭВМ и базы данных.
Данный вид договора заключается между автором и лицом, которое будет производить издание произведения. Издание произведения должно произойти в установленный в договоре срок. В случае, если произведение не опубликовано в срок, автор может расторгнуть с издателем договор без возмещения причиненных убытков.
Договор авторского заказа произведения отличается от всех остальных договоров тем, что автор произведения и будущий его правообладатель могут заключить договор о передаче прав на произведение еще до создания такого произведения.
Договором авторского заказ определяется результата, который должен быть получен по итогам исполнения, а также срок исполнения такого договора.
За ненадлежащее исполнение договора заказчик может привлечь автора к ответственности, предусмотренной в договоре.
Узнать подробнее о договоре авторского заказа
Как оформляется исключительное право на произведение — Юридическая консультация
Договор об отчуждении исключительного права предполагает передачу одной стороной исключительного права другой стороне в полном объеме (ст. 1234 Гражданского кодекса РФ).
Для правильного ответа на поставленный вопрос необходимо исследование конкретных условий договора между ООО «Ц» и изготовителем аудиовизуального произведения.
Представляются возможными две ситуации.
1. Договор между ООО «Ц» и изготовителем произведения содержит запрет передачи исключительного права третьему лицу.
2. Договор между ООО «Ц» и изготовителем произведения не регулирует вопрос о возможности передачи исключительного права третьему лицу.
В первой ситуации необходимо учитывать следующее.
Договор, предусматривающий отчуждение права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, но в то же время вводящий ограничения по способам использования соответствующего результата или средства либо устанавливающий срок действия этого договора, с учетом положений ст.
431 ГК РФ может быть квалифицирован судом как лицензионный договор. При отсутствии такой возможности договор подлежит признанию недействительным. Данная позиция содержится в п. 13.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.
2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Согласно ст.
431 ГК РФ при толковании договора должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора, приняты во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон. Если при анализе данных обстоятельств можно сделать вывод о том, что стороны намеревались заключить именно лицензионный договор, то будут применяться правила ГК РФ о лицензионных договорах.
Лицензионный договор предполагает использование лицензиатом исключительного права только в тех пределах и теми способами, которые предусмотрены договором (ст. 1235 ГК РФ), передача лицензиатом права использования исключительного права другим лицам возможна только с согласия лицензиара (ст. 1238 ГК РФ).
Ранее также существовала позиция, распространенная в судебной практике, согласно которой права, переданные по авторскому договору, могут передаваться другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (см., например, п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»).
Договор авторского заказа: как заключить
Договор авторского заказа принято заключать на творческую работу. Это когда автор создает для заказчика уникальный результат. Гражданский кодекс называет такой результат произведением. Фото, тексты, аранжировки, программные коды, переводы с иностранного языка — всё это произведения в юридическом смысле.
Создать произведение и стать автором может только человек. Поэтому организации не заключают со своими клиентами такой договор.
В этом материале рассказываем, как автору защитить гонорар и сэкономить рабочее время с помощью возможностей договора авторского заказа.
Предмет договора: что автор делает для заказчика
Предмет договора — какое произведение и на каком носителе автор создаёт для заказчика. Распишите предмет подробно.
Произведение обозначают в первом разделе договора и максимально конкретизируют в техническом задании, которое стороны подписывают. В задание добавляют эскизы, схемы, фото — если это возможно.
Без описания произведения, считается, что нет и самого договора. Автор рискует не получить оплату в случае спора — п. 1 ст. 1288 ГК РФ. К тому же у заказчика может быть своё видение результата. Поэтому подробное техзадание спасёт и от недопонимания с клиентом.
Материальный носитель произведения, например, флэшку, по умолчанию отдают заказчику. Если нужно, в договоре меняют это условие и пишут, что заказчик получит носитель лишь на время — в пользование.
Пример:
В пункте договора: Автор обязуется создать серию фотографий еды и напитков для бумажного и электронного меню ресторана Заказчику и передать Заказчику на флэш-накопителе USB. Исходники фотографий остаются у Автора. Автор полностью передаёт Заказчику исключительные права на фотографии.
В техническом задании к договору расписывают требования к количеству фото по каждому блюду, ретуши, фону, реквизитам, месту съёмки и другие необходимые нюансы.
Исключительные права на произведение: продажа или лицензия
На законченное произведение у автора появляются два основных права. Первое — считаться автором произведения. Второе — использовать произведение самому и получать плату, если это делают другие — исключительное право по ст. 1229 ГК РФ.
Право считаться автором не переходит к заказчику, и не важно, что написано в договоре — ст. 1265 ГК РФ. Если фотограф просит оставить на фото свою подпись, а писатель — указать в статье своё имя, то отказать нельзя.
Если принципиально, чтобы все знали, кто автор произведения, в договор включают условие:
Заказчик обязан использовать фотографические произведения с указанием фамилии Автора и знаком охраны авторского права в следующем написании: «Александр Иванов ©»
Исключительное право можно отдать заказчику или оставить себе — п. 2 ст. 1288 ГК РФ. Автор выбирает между продажей или временной лицензией. За полную продажу берут больше денег.
1. Продажа исключительного права по ст. 1234 ГК РФ
Здесь заказчик использует произведение, как хочет. Печатает фотографию в меню, публикует в интернете, продаёт вместе с остальным сетом другому ресторану. Разрешение от автора не нужно. Наоборот, автор просит разрешения, если хочет поместить работу в портфолио
Пример:
Одновременно с передачей произведения к Заказчику переходят исключительные права на него в полном объёме. Автор не сохраняет за собой право использовать произведение самостоятельно или предоставлять аналогичные права третьим лицам.
2. Лицензия на использование по ст. 1286 ГК РФ
В этом случае в договоре пишут, в течение какого времени и какими способами заказчик использует произведение. Способы написаны в ст. 1270 ГК РФ. В самом общем виде они такие: использовать по назначению, продавать, копировать, переделывать. Если способ не написан в договоре, значит заказчику так делать нельзя.
Лицензии бывают двух видов по ст. 1236 ГК РФ. Простая или неисключительная — автор может продать произведение кому-то ещё. Такое условие действует по умолчанию. Исключительная — автор не может продавать права в течение действия одной лицензии.
Чаще всего лицензии продают на программы. Но такое условие можно включить и в договор на создание дизайна, видео или текста. Ограничений нет, как договоритесь с заказчиком.
Пример:
По настоящему договору Автор предоставляет Заказчику право на воспроизведение созданных дизайн-макетов исключительно для оформления сайта site.ru. Срок использования неограничен.
Заказчик не вправе вносить изменения в дизайн-макеты.
Срок выполнения заказа
Срок
В договоре авторского заказа указывают срок, в течение которого автор создаёт произведение. Без срока договор тоже не работает — ч. 1 ст. 1289 ГК РФ. Если заказчик передумает в разгар работы, будет трудно получить деньги даже через суд.
- Пример:
- Произведение должно быть передано Заказчику в срок до 01 декабря 2022 года.
- Если работа сложная и автору платят за каждый этап, срок пишут для каждого этапа.
- Пример:
- Автор обязан:
- — В срок до 01 сентября 2022 года разработать дизайн-концепцию главного экрана мобильного приложения;
- — В срок до 01 октября 2022 года разработать дизайн-концепцию внутреннего экрана мобильного приложения;
- — В срок до 01 декабря 2022 года осуществить сборку мобильного приложения в соответствии с техническим заданием и принятой заказчиком дизайн-концепцией.
Льготный срок
Относительно времени на задание для автора есть приятное правило.
Когда дедлайн близко, но автор не успевает, срок увеличивается на четверть. Закон это называет льготным сроком — ст. 1289 ГК РФ. Льготный срок можно удлинить в договоре. Например, написать, что после дедлайна на доработку программы автор берет ещё треть времени.
Однако заказчик вправе запретить льготный срок в договоре на произведение, заказанное для кино, сайта или базы данных. То есть, когда просрочка влияет на проект заказчика. Если это ваш случай, оцените время на работу сразу.
Не злоупотребляйте льготным сроком. У заказчика есть право отказаться от услуг автора, если после дедлайна работа становится бесполезной — ч. 3 ст. 1289 ГК РФ. Например, заказчик ждет видео к конкретной дате, потому что у него оплачена реклама.
Перенесите в договор формулировку из закона, чтобы заранее предупредить заказчика. Но в приближении дедлайна по-человечески объясните причину.
Условие о льготном сроке из закона:
Автору при наличии уважительных причин для окончания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью не менее 1/4 части срока, установленного договором.
Цена работы и срок оплаты
В договоре авторского заказа пишут, сколько и в какой срок заказчик платит автору за создание произведения и передачу исключительных прав. Это должны быть отдельные суммы.
Варианты оплаты исключительного права написаны в ст. 1234, ст. 1235 ГК РФ. Они такие:
- — разовые суммы;
- — регулярные платежи;
- — процент от выручки.
То есть автор может не просто получить гонорар за работу, но и участвовать в получении прибыли. Выбирайте, что вам и заказчику интересно.
Пример:
Вознаграждение автора по настоящему договору состоит из оплаты работы в сумме 10 000 рублей и оплаты передачи исключительных прав на произведение в сумме 5 000 рублей.
Заказчик в счёт вознаграждения Автора оплачивает аванс 7 500 рублей в день подписания договора. Остальную сумму 7 500 рублей Заказчик оплачивает в течение двух дней после сдачи произведения.
Обязанность заказчика: что и в какой срок предоставляет для работы
В договор включают пункт, какие материалы и в какой срок заказчик присылает автору для создания произведения. Добавьте, что при нарушении срока или непригодности материалов, автор отказывается от договора или срок выполнения работы удлиняется на время просрочки.
Скорее всего, материал для работы — тоже чья-то работа, у которой есть автор. Например, заказчик присылает видео для монтажа. Видео снял оператор, он автор и правообладатель. Чтобы не было претензий от правообладателей, напишите в договоре, что заказчик сам решает вопросы покупки авторских прав на материалы.
Статья: Как пользоваться контентом и не нарушать авторские права
Пример:
Заказчик обязан до 01 августа 2022 года скинуть на электронную почту автора видео для монтажа рекламного ролика. Вопросы приобретения исключительных прав на видео обязан урегулировать Заказчик.
По письменному сообщению Автора Заказчик обязан в течение двух дней заменить непригодный для работы материал.
Если Заказчик в установленный договором срок не прислал видео на переработку либо не заменил непригодное, автор вправе отказаться от договора или увеличить срок выполнения произведения на время просрочки Заказчика.
Сдача произведения и правки
В идеале сдача заказчику готового произведения проходит так.
Автор сообщает, что работа сделана и показывает результат. Заказчик проверяет и письменно предлагает правки. Автор дорабатывает, стороны подписывают акт, заказчик переводит оплату. Если заказчик тянет, работа считается принятой и надо платить.
- Опишите эту идеальную ситуацию в договоре с конкретикой под себя и сроками.
- Пример:
- Заказчик принимает смонтированное видео по акту в течение трёх дней после получения по электронной почте сообщения Автора о готовности и самого произведения.
В случае мотивированного отказа заказчика от приёмки, стороны вписывают в акт перечень замечаний и сроки их выполнения. По замечаниям Заказчика Автор вносит правки один раз.
В случае неподписания заказчиком акта и непредоставления письменных замечаний в течение пяти дней после сообщения Автора или внесения доработок, произведение считается принятым заказчиком, исключительные права перешедшими и вознаграждение Автора подлежит оплате.
Убытки сторон
Убытки — то, что сторона потеряла из-за нарушения договора другой стороной. Здесь автора защищает правило из закона.
Автор несет ответственность за убытки только в пределах реального ущерба заказчика — ст. 1290 ГК РФ. Например, автор возмещает Заказчику оплату рекламы на телевидении, которая сорвалась из-за просрочки монтажа ролика. Но с автора нельзя спросить упущенный из-за непоказанной рекламы доход.
Расслабляться всё равно не стоит, потому что и реальный ущерб иногда выходит значительной суммой. К оплате рекламы могут добавиться расходы на аренду камер и студии, которые оказались бесполезными.
Если появились новые идеи
Любые изменения по техническому заданию, сроку и стоимости оформляют письменно. Обычно такой документ называют дополнительным соглашением к договору, под которым стороны ставят подписи.
Перепиской по электронной почте сложно доказать, что стороны передоговорились. Поэтому не пропустите момент, когда у вас с Заказчиком появилось новое видение работы..
Как расторгнуть договор
Заказчик вправе отказаться от договора, если автор просрочил. Случаи отказа автора в законе не прописаны. Поэтому их стоит прописать в договоре под свою деятельность.
- Статья: Как расторгнуть договор с заказчиком
- Пример:
- Автор вправе отказаться от договоре в случае:
- — Заказчик не пришёл в оговорённое настоящим договором время в студию. Автор вправе удержать из аванса расходы на оплату студии, которой не воспользовались из-за неявки Заказчика;
- — Заказчик не оплатил аванс, предусмотренный договором.
В каком суде судиться
По общему правилу стороны судятся по месту жительства ответчика. Это положение можно менять в договоре. Поэтому если находитесь с заказчиком в разных городах, проследите, чтобы в текст не попало правило о рассмотрении споров в городе заказчика. Для этого проверьте последние разделы с названиями «Подсудность» или «Порядок разрешения споров».
Статья актуальна на 28.01.2021
Особенности отчуждения исключительного права на произведение
При создании произведения у авторов возникает множество вопросов в отношении дальнейшей судьбы своего «детища». И первым вопросом, вызывающим озабоченность, при создании любого рода произведения является вопрос автора о защите своего авторства.
Необходимо отметить, что авторское право на произведение возникает в силу создания произведения. Т.е. в момент написания произведения авторские права возникают сами собой, и специальной дополнительной регистрации не требуется.
Тем не менее, зачастую авторы вне зависимости от вида созданного ими произведения: будь то песня, сценарий, графика или рассказ, стремятся зафиксировать свои права. Это может быть обусловлено разными причинами: от опасения недобросовестности издателей и продюсеров, до неоднозначности возникновения самого права, когда речь идет о соавторстве.
Также, если авторские права будут нарушены, например, кто-либо напишет книгу, являющуюся плагиатом другой книги или вовсе ложно объявит себя автором, то права нужно будет защищать в суде. Заявителю нужно будет доказать, что он — автор. И в данной ситуации, автору нужно документально зафиксировать тот факт, что он является таковым.
На практике часто применяется депонирование произведений. Момент регистрации произведения фиксируется депозитарием, и эта регистрация позволяет доказать, что на момент регистрации произведения оно уже существовало.
Депонирование можно осуществить в авторском обществе, с помощью нотариуса и т.д.
Также, необходимо понимать, что права на созданное произведение бывают 2-х видов:
— личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и другие);
— исключительные права (коммерческие). Они дают авторам и правообладателям возможность коммерчески распоряжаться произведением: продавать, заключать лицензионные договоры, продавать экземпляры произведения. Исключительное право даёт возможность распоряжаться своим произведением любым не запрещённым способом.
Личные неимущественные права передать невозможно. Право авторства, право автора на имя и другие права, относящиеся к личности автора, нельзя передать другому человеку: продать, подарить, передать по наследству. Гражданское законодательство это запрещает.
А вот с исключительными (коммерческими) правами всё обстоит иначе. Их можно продавать, т.е.заключать договор об отчуждении исключительного права на произведение.
По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ).
Помимо прочего, аналогичное определение дается в ст.
1307 ГК РФ применительно к объектам смежных прав, где в качестве отчуждателя права выступает исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель.
Договор об отчуждении исключительного права на произведение или объект смежных прав означает переход имущественных прав в полном объеме, помимо иных прав, не входящих в состав исключительного права (право следования, право доступа).
Несмотря на договор об отчуждении исключительного права на произведение, за автором сохраняется право на отзыв произведения, кроме случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1269 ГК РФ (к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект).
Существенными условиями договора об отчуждении исключительного права на произведение (объекты смежных прав) являются:
Предмет договора, т.е. характеристики объекта, вне зависимости от вида созданного произведения. Не имеет значения, права на какой вид объекта передаются — произведения литературы, науки или искусства, объекта смежных прав, в договоре они должны быть детализированы.
Договор может содержать изложенные характеристики в виде приложения к договору, где в зависимости от вида произведения указываются жанр, язык, объем, основные персонажи, графика, фотографии и т.д.
К характеристикам объекта может быть отнесено и указание на срок действия исключительного права, момент его возникновения, например год осуществления исполнения, его записи или доведения до всеобщего сведения (п. 1 ст. 1318 ГК РФ), год завершения создания базы данных или ее обнародования как объекта смежных прав (п. 1 ст.
1335 ГК РФ), год обнародования произведения, ставшего общественным достоянием (п. 1 ст. 1340 ГК РФ) и т.п. Сведения о сроке действия исключительного права, если его можно установить, являются необходимыми для договора об отчуждении исключительного права, как характеризующие отчуждаемое право, а следовательно, приобретающие характер существенных условий.
https://www.youtube.com/watch?v=KyPU6POK9YA\u0026t=8s
Одним из существенных условий является условие о размере вознаграждения или порядок его определения. Пункт 3 ст. 424 ГК РФ не подлежит применению к возмездным договорам, не предусматривающим условие о размере вознаграждения.
В том случае, если договор безвозмездный, на это должно быть прямо указано в договоре. Гражданский кодекс РФ запрещает безвозмездные договоры между коммерческими организациями. Тем не менее, неоднократно высказывались мнения о возможности применения п. 3 ст.
424 ГК РФ в тех случаях, когда отчуждение исключительного права производится не первоначальным, а производным правообладателем.
Когда объектом договора отчуждения является исключительное право на произведение или объект смежных прав не должно быть условий, ограничивающих право автора, исполнителя на создание аналогичных объектов, по такой же тематике, жанру.
Основными обязанностями по договору об отчуждении исключительного права на произведение (объект смежных прав) в отношении правообладателя являются обязанность по передаче права на определенном материальном носителе.
Зачастую это сопровождается подписанием акта приема-передачи.
Также, в некоторых случаях, при отчуждении например программы для ЭВМ, которая была до этого зарегистрирована, государственная регистрация отчуждения также предполагается.
По общему правилу, момент перехода права определяется моментом заключения договора или моментом государственной регистрации.
Одним из частых условий договора отчуждения объекта авторского права является условие о воздержание правообладателя от совершения действий, которые препятствуют осуществлению переданного исключительного права.
При этом основной обязанностью приобретателя исключительного права является выплата вознаграждения, последствия нарушения которой, предусмотрены в п. 5 ст. 1234 ГК РФ, но не исчерпывающим образом.
Например, предъявляя требование о переводе права на себя, прежний правообладатель может, но не обязан одновременно предъявлять требование о расторжении договора, по которому он отчуждал право.
Отсутствие требования со стороны истца расторгнуть договор, по которому он передавал исключительное право и который не был исполнен полностью ответчиком, не является основанием для отказа в иске о защите нарушенного права.
Таким образом, планируя передать и принять исключительное (имущественное) право на произведение, стороны должны позаботиться о том, чтобы в заключаемом договоре, характеристики произведения были четко определены, и была возможность однозначной детализации произведения, а также, соблюдены иные вышеизложенные условия, во избежание дальнейшей оспоримости подписанного документа.
Источник: https://zuykov.com/ru/about/articles/2020/03/26/osobennosti-otchuzhdeniya-isklyuchitelnogo-prava-n/
Служебные произведения: кому они принадлежат — новости Право.ру
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов Журналисты, программисты, юристы – все они могут создать «служебное произведение» на работе. Но кому достанутся права на них, зависит от правильного оформления трудовых отношений. Работодатель может попросить работника подписать все необходимые документы, и тогда правообладателем будет он. Но и у сотрудника такая возможность тоже есть. Вместе с экспертами по интеллектуальной собственности рассказываем, как правильно оформлять документы для таких ситуаций, какие из них помогут в суде и какая существует практика по подобным спорам.
Когда речь идет о создании работниками произведений, кажется, что подразумеваются творческие профессии – дизайнер, художник, копирайтер или фотограф. А по факту сделать это может любой работник, деятельность которого так или иначе связана с продвижением бренда или развитием бизнеса. «Даже мы, юристы, выступая с презентациями, ми или интервью, также создаем такие охраняемые объекты», – отмечает Екатерина Тиллинг, руководитель практики интеллектуальной собственности в России юридической фирмы Федеральный рейтинг. группа Экологическое право группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) Профайл компании
.
Но в какой момент произведение становится именно «служебным», и все ли, что сделал работник, является таковым? Это полностью зависит от того, как стороны оформили свои отношения.
Ключ к успеху – правильное оформление документов
В Гражданском кодексе есть отдельная статья 1295, которая регулирует подобные случаи. Согласно этой норме, для того, чтобы произведение носило характер служебного, необходимо одновременное наличие двух неотъемлемых условий.
Во-первых, трудовых отношений между автором произведения – то есть работником – и компанией. Во-вторых, такая деятельность должна четко входить в трудовые обязанности работника.
«Недостаточно включить в договор абстрактную формулировку «в обязанности работника входит создание произведений» или «права на все созданные работником произведения принадлежат работодателю», – объясняет Андрей Алексейчук, юрист практики по интеллектуальной собственности АБ Федеральный рейтинг. группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство Профайл компании
.
Обязанности должны быть конкретными. Например, для программиста – «писать код» или «разрабатывать программы», а для копирайтера – «писать тексты на заданную тему».
Либо в самом трудовом договоре с работником, либо в должностной инструкции работника должны быть прописаны соответствующие «творческие» трудовые обязанности, подтверждает Евгений Комолов, ведущий юрист Федеральный рейтинг.
группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 13место По количеству юристов 25место По выручке на юриста (более 30 юристов) 36место По выручке Профайл компании
.
Это необходимо, чтобы созданное произведение могли квалифицировать именно как результат выполнения таких обязанностей. Надо указать перечнем, какие именно объекты может создать сотрудник, советует Александра Акимова, руководитель практики интеллектуальной собственности Федеральный рейтинг.
группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Банкротство (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 9место По количеству юристов 16место По выручке 20место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
.
Не только трудовой договор
Еще одним полезным доказательством порой становится служебное задание. В нем стороны вправе предусмотреть, какой именно разработкой займется сотрудник. Этот документ не является обязательным и не устанавливает статус произведения как служебного, отмечает Алексейчук. Альтернативой выступят сведения из системы трекинга задач или системы учета рабочего времени, добавляет эксперт.
Практика «Смешарики» и сюрпризы от КС: в клубе Замятнина обсудили «интеллектуалку»
Акимова подтверждает, что служебные задания бывают полезны. И не обязательно составлять такие документы для каждого из сотрудников, а просто направлять им электронные уведомления по почте или в рабочем мессенджере. Это следует закрепить в положении о служебном произведении и ознакомить с ним работников, на которых оно распространяется.
«Самый главный и важный момент» по версии Акимовой – фиксация актом передачи исключительных прав на служебное произведение от работника к работодателю. «Важно закрепить, какой именно объект передается, а еще подробно описать характеристики, которые позволят идентифицировать его», – объясняет юрист.
Важность документального оформления каждого этапа создания служебного произведения подтверждает и судебная практика. Дело № А40-202764/2018 касалось разработки мобильного приложения для телемедицины.
Суд по интеллектуальным правам выяснил, что между работодателем и работником был заключен трудовой договор, однако в трудовых обязанностях не было прописано создание программного обеспечения, не было служебного или технического задания, актов приема-передачи и отдельного вознаграждения за служебные произведения.
На этом основании суды пришли к выводу о том, что права на приложение принадлежат работнику, а не компании.
Еще одно дело, в котором работодатель не смог доказать «служебность» произведения – № А40-202764/2018. ООО «Телепат», компания бывших работников «Амедико», разработала программное обеспечение, схожее с теми, что применялись на их предыдущей работе.
Но работодатель не смог доказать факт создания спорного продукта именно в то время, когда действовали трудовые отношения между истцом и его бывшими работниками.
Истцу не хватило целого ряда документов, о важности которых говорят эксперты – служебного задания, актов приемки-передачи, актов учета рабочего времени сотрудников.
Самодеятельность работника
Без наличия двух обязательных условий – трудовых отношений и служебных обязанностей – исключительное право на произведение останется за работником. Даже тот факт, что автор использовал материалы и оборудование работодателя, не поможет доказать «служебность» произведения. Не имеет значения даже то, что сотрудник создал его в рабочее время.
Если работник создал произведение, но ни в договоре, ни в каких-либо иных документах не указали, что этот процесс входил в его должностные обязанности, то его правообладателем, вероятнее всего, посчитают работника.
Ирина Шурмина, старший юрист практики интеллектуальной собственности Федеральный рейтинг.
группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Фармацевтика и здравоохранение группа Антимонопольное право (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Интеллектуальная собственность (включая споры)
Если работник хочет сохранить исключительные права за собой, не лишним будет подписать несколько документов. Юрист Федеральный рейтинг.
группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства
Вера Зотова советует прямо предусмотреть в трудовом соглашении, что создание произведений при определенных условиях не считается его трудовой обязанностью.
«В таком случае работодатель сможет использовать его лишь на основании отдельного соглашения с работником, например, на условиях лицензии – и только при выплате ему вознаграждения», – объясняет эксперт.
Зотова также рекомендует фиксировать все детали работы: в какое время создавалось произведение и какие ресурсы использовались. Тогда у работника будут юридические основания предъявить иски к работодателю, а доказать свое авторство и отсутствие прав у другой стороны станет проще.
- В то же время в рамках дела № А40-256611/2017 СИП призвал отойти от квалификации по формальным признакам, связанным только с установлением объема трудовых обязанностей работника. Во внимание могут быть приняты и другие обстоятельства:
- ✔ Соотношение деятельности, осуществляемой работодателем, со сферой, в которой создан соответствующий объект;✔ Пределы трудовых обязанностей работника;✔ Место выполнения работ;✔ Источник оборудования и средств, используемых для их создания;✔ Возможность осуществления работодателем контроля за работой, в рамках которой создано произведение;✔ Цель создания;✔ Последующее поведение работника и работодателя;
- ✔ Составляемые ими в процессе трудовой деятельности работника документы, которые в совокупности могли бы свидетельствовать о разработке объектов в порядке исполнения трудовых обязанностей.
«Правило трех лет»
На документальном оформлении трудовых отношений трудности не заканчиваются. Работодателю всегда нужно помнить о «правиле трех лет», прописанном все в той же ст. 1295 ГК.
Если компания в течение трехлетнего срока никак не использует произведение и вообще не проявит к нему интереса – исключительные права вернутся к автору.
«Проявить интерес» можно разными способами. Самый очевидный – начать пользоваться результатом интеллектуальной деятельности. Или распорядиться правом – и передать его другому лицу. Если разработка не нужна здесь и сейчас, то стоит хотя бы сообщить автору о сохранении произведения в тайне, тем самым «забронировав» его, советует Комолов.
А как там с деньгами?
В ст. 1295 ГК есть еще одно положение, направленное на защиту прав автора-работника: норма о денежном вознаграждении.
Часто работодатели включали авторское вознаграждение в состав заработной платы или премии, рассказывает Зотова. Но в 2020 году Верховный суд поставил точку в этом вопросе.
В деле № 78-КГ20-1 судьи «гражданской» коллегии определили: награда автору произведения носит гражданско-правовой характер, а не трудовой, поэтому не может рассматриваться как часть зарплаты.
Условие трудового договора о том, что «вознаграждение автора учтено при определении зарплаты», нельзя считать соглашением о порядке выплаты за служебный результат интеллектуальной деятельности, объясняет Комолов.
Практика «Интеллектуалка» и ее проблемы: мимикрия, сложная практика и слабые законы
Если работодатель не платит вознаграждение, работник может взыскать его в судебном порядке. Размер суммы определит суд, такое правило прописано в ГК.
При этом важно помнить: переход права от автора к работодателю не зависит от факта такой выплаты.
Если эта процедура была правильно оформлена документами, а спор между сторонами остался лишь о деньгах – значит, в суде будут спорить только о них.
«Кроме того, иногда суд может истолковать невыплату вознаграждения как косвенное доказательство того, что произведение не создавали в рамках трудовых обязанностей, особенно если другим работникам его перечисляли», – объясняет Алексейчук.
- Интеллектуальная собственность