Банкротство

Какие общественные организации вправе создавать подросток?

Распространяются ли права человека на школьников? Имеют ли право школьники создавать собственные объединения или профсоюзы? С какого возраста? Нужно ли для создания объединений получать одобрение администрации школы, партии и правительства? Где и при каких условиях можно собираться? Может ли директор школы запретить публичные собрания?

Эти вопросы навеяны историей о десятикласснике из Питера, который решил создать независимое объединение «Ученик» для решения проблем учащихся.

Школьники набросали программу действий, например, планировали добиться ограничения числа контрольных работ в день и отмены контроля за внешним видом.

На это директор школы пригрозил отчислением, прокуратурой и вообще обозвал всю эту активность в защиту своих интересов экстремизмом.

Разберемся, что по поводу происходящего говорит закон.

Могут ли школьники создавать объединения и участвовать в их деятельности?

Конституция РФ дает гарантии соблюдения основных прав и свобод человека, которые признаются неотчуждаемыми и «принадлежат каждому от рождения». В том числе:

Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Участвовать в объединениях можно уже с начальной школы: «членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет», а молодежных — достигшие 14 лет. (Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Но есть существенное ограничение. Создателем (учредителем) детских и молодежных объединения может стать только совершеннолетний старше 18 лет. Например, в такой роли может выступить родитель или педагог.

Участие в работе общественных объединений — дело добровольное. Учащиеся имеют право вступать в существующие общественные организации либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения.

Общественные объединения могут функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

Важно! Общественные объединения не должны преследовать антиобщественные цели, нарушать права и свободы других людей, основы конституционного строя и нравственности, мешать нормальному функционированию организаций, создавать помехи в движении транспорта, нарушать оборону и безопасность государства.

Закон позволяет создавать профсоюзы и вступать в них лицам старше 14 лет, но при условии, что они осуществляют трудовую деятельность. Профсоюзы создаются в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Есть такая категория как «молодежные и студенческие объединения, являющиеся профсоюзами. Студенческие профсоюзы широко распространены и поддерживаются как одна из форм студенческого самоуправления.

Но меры поддержки реализуются для высшего и среднего профессионального образования

  • Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.
  • Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
  • Статья 2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Советы обучающихся

Для учащихся образовательных организаций закон прямо предусматривает право создавать Советы обучающихся в качестве коллегиального органа управления школой.

Этот совет может быть создан по инициативе обучающихся. Для создания Совета обучающихся не обязательно получать разрешение администрации школы, но должен быть соблюден ряд условий.

Например, инициатором создания Совета обучающихся может быть общественная организация, которая объединяет не менее 50% учащихся школы. Такое требование выполнить не просто.

Сделав это учащиеся смогут официально влиять на решение вопросов, которые затрагивают их права и интересы.

Подробнее читайте в материале Как создать совет обучающихся в школе законно и по правилам?

Порядок учета мнения совета обучающихся законодательно не установлен, следовательно, он должен определяться уставом образовательной организации.

Состав и порядок работы Совета регламентируются не уставом и локальными нормативными актами школы, а внутренними положениями и иными документами самого Совета обучающихся (Положением о Совете обучающихся).

См. Письмо Минобрнауки России от 14.02.2014 N ВК-262/09 «О методических рекомендациях о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях»

Может ли директор школы запретить публичные собрания?

Какие общественные организации вправе создавать подросток?

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Конституция РФ

Запретить собираться в группы не имеют права. Но если нет своего места, где можно собраться — для проведения собрания необходимо согласие собственника помещений или территории места сбора.

Школа может предоставлять помещения или отказывать в их предоставлении по своему усмотрению. За исключением случаев, когда собрания проводят официально созданные Советы обучающихся, либо инициативные группы по созданию Советов обучающихся.

В этом случае, инициаторы могут требовать от школы предоставления помещения для проведения предвыборной конференции.

  1. Свобода собраний — неограниченная возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен только устроителями собрания.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо ассоциацию, к участию в каком-либо собрании или манифестации.
  3. Свобода манифестаций — возможность проводить демонстрации, шествия, митинги, пикеты и осуществлять любые другие выступления под открытым небом, при условии предварительного уведомления властей.

Публичные выступления под открытым небом разрешено проводить при условии предварительного уведомления властей. Для проведения публичного собрания и митингов на улице, на территории школы необходимо разрешение администрации школы. Для проведения собрания во дворах жилых домов требует получения согласия от собственников этих домов.

  • Всеобщей Декларацией прав человека, статья 20, п. 4 статьи 23 (10 декабря 1948 года)
  • Международным Пактом о гражданских и политических правах, статьи 21, 22 (19 декабря 1966 года)
  • Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, статья 11(4 ноября 1950 года)

А что же история с питерским школьником?

На уровне законов, Конституции, международных норм, да даже локальных актов школы – мы большие молодцы. Все права и свободы гарантированы. Решения же все равно принимаются исходя из сложившейся культуры отношений, а не из конституционных гарантий. Демократия работает только при активной поддержке администрации школы и история из Питера — яркий тому пример.

Претензии школьника были по сути обоснованы, хотя он и не выдержал некоторые важные процедуры и формальности. Радикальное решение — сделать историю публичной — сложилась по вине самой администрации, из-за ее неспособности вести переговоры и неготовности воспринимать школьников всерьез.

До этого у директора еще был шанс придираться именно к деталям, требовать корректной формы реализации права. А теперь, отказав школьнику именно в самом праве выступать с предложениями, создав конфликт, школа сразу проиграла. Школьник оказался кругом прав и потому имеет возможность пользоваться всеобщей поддержкой и сочувствием.

Хоть и с учетом некоторых оговорок.

Статья 19. Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений / КонсультантПлюс

(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть избраны почетными членами (почетными участниками) общественного объединения без приобретения прав и обязанностей в данном объединении.

Не может быть учредителем, членом, участником общественного объединения:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»);(п. 2 в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 407-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) общественное объединение, деятельность которого приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

6) организация или физическое лицо, в отношении которых межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.4 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», до отмены такого решения.(п. 6 введен Федеральным законом от 02.12.2019 N 407-ФЗ)Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем общественного объединения в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.(часть четвертая введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 505-ФЗ)

Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Читайте также:  Договор дарения на долю в недвижимости несовершеннолетнему

Условия и порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов общественных объединений по возрасту, определяются уставами соответствующих общественных объединений.

Требование об указании в официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных объединениях не допускается.

Принадлежность или непринадлежность граждан к общественным объединениям не может являться основанием для ограничения их прав или свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

При создании общественных объединений в форме общественных организаций учредители данных объединений автоматически становятся их членами, приобретая соответствующие права и обязанности.

При создании общественных объединений в иных организационно-правовых формах права и обязанности учредителей таких объединений указываются в их уставах.

Открыть полный текст документа

Регистрация общественной организации в 2020 году: пошаговая инструкция и сроки

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (например, общественные организации инвалидов, потребителей, автолюбителей и т.

д, спортивные федерации, клубы).

В настоящей статье мы представляем подробную инструкцию по регистрации общественных организаций с учетом новых правил, этапы создания и регистрации общественной организации, особенности создания НКО именно в данной форме, инструкции по регистрации региональных, межрегиональных, общероссийских общественных организаций.

Пошаговая подробная инструкция “Регистрация общественной организации самостоятельно”

Итак, что нужно для того чтобы открыть и зарегистрировать общественную организацию в Минюсте самостоятельно? Процесс создания и регистрации общественной организации можно описать пошагово следующим образом:

Шаг 1. Определяем структуру общественной организации, состав учредителей, определяем лицо, действующее без доверенности от имени общественной организации

Процедура создания общественной организации должна включать в себя определение состава учредителей, выбор режима налогообложения, видов деятельности,  структуры органов управления, решение вопросов аренды/покупки помещения и принятие решения по другим важным вопросам.

Решение данных вопросов в процессе создания НКО помогут снизить финансово-управленческие риски в будущем (расходы на внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ, на неоптимизированное налогообложения в связи с неверно выбранной системой налогообложения и т.д.).

Поэтому до начала регистрации и разработки документов нужно “нарисовать” структуру будущей общественной организации, предусмотреть нюансы в учредительных документах и т.д.

Конечно, оценить риски и придумать механизм их минимизации может и сам учредитель, пользуясь знаниями, полученными в университете, собственным опытом, специальной литературой, однако юрист, обладающий опытом в соответствующей сфере и специализацией, сможет провести оценку и составить схему работы общественной организации быстрее, пользуясь собственным практическим опытом.

При определении состава учредителей общественной организации необходимо учитывать следующие положения закона:

Положениями ст. 123.5 ГК РФ и ст. 18 Федерального закона об общественных объединениях предусмотрено, что количество учредителей общественной организации не может быть менее 3.  Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица в форме общественных объединений. Корпоративные права и обязанности членов и участников общественных организаций закреплены в ст. 123.6 ГК РФ, а также в ст. 19 Федерального закона об общественных объединениях, данные права осуществляются в порядке, определенном уставом общественной организации.  При создании общественной организации необходимо учитывать, что членство в общественной организации неотчуждаемо, осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу. Также члены общественной организации утрачивают права на имущество, деньги, переданные в собственность общественной организации, в том числе членские взносы (в отличие, например, от ООО, в которой участники имеют долю в уставном капитале). Вместе с тем, участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов.

При определении структуры органов управления общественной организации нужно учитывать требования закона относительно состава данных органов:

  • Высший орган управления — общее собрание членов общественной организации или съезд (конференция) — принимает ключевые решения (компетенция определяется законом и уставом)
  • Единоличный исполнительный орган  (президент, председатель и т.д.) — осуществляет оперативное управление организацией
  • Коллегиальный исполнительный орган (совет, президиум и т.д.) — может создаваться по желанию учредителей и ему передается часть полномочий согласно уставу (за исключением тех, которые императивно относятся к компетенции общего собрания)
  • Срок полномочий и наименование должности исполнительных органов определяются уставом.
  • Исключительная компетенция общего собрания членов общественной организации:
  • принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов
  • определение приоритетных направлений деятельности общественной организации, принципов образования и использования ее имущества
  • утверждение и изменение устава общественной организации
  • определение порядка приема в состав участников общественной организации и исключения из числа ее участников
  • образование других органов общественной организации и досрочное прекращение их полномочий (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
  • принятие решений о создании других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах (может быть уставом общественной организации отнесено к компетенции иных коллегиальных органов общественной организации)
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации общественной организации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса
  • избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации

При выборе руководителя общественной организации необходимо также проверить кандидатуру назначаемого руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, так как если гражданин включен в данный реестр, регистрирующий орган может отказать в регистрации общественной организации. Указанную проверку можно осуществить онлайн с помощью сервиса “Прозрачный бизнес” на сайте ФНС.

При создании межрегиональной и общероссийской общественной организации необходимо провести учредительные съезды (конференции) или общие собрания структурных подразделений данной организации. 

Шаг 2. Определяем место нахождения общественной организации

На практике место нахождения организации, указанное в государственном реестре, часто называется “юридическим адресом” организации, данный адрес в первое время существования НКО зачастую не соответствует фактическому месту нахождения. Так как регистрирующие органы при регистрации общественной организации менее щепетильны при проверке юр.

адреса, то учредители часто использует не совсем “качественный” адрес, что в дальнейшем может привести к значительным рискам и убыткам. Мы советуем уже при создании общественной организации подойти серьезно к выбору места нахождения НКО.

Подробнее о выборе юридического адреса компании читайте в статье: “Юридический адрес: как выбрать, риски недостоверности юридического адреса”.

После выбора адреса необходимо получить от собственника помещения документы, подтверждающие использование юридического адреса: гарантийное письмо о предоставлении адреса для регистрации НКО, копию документа о праве собственности, договор аренды (если помещение арендуется). Эти документы для регистрации необязательны, но могут пригодиться в будущем для законного функционирования организации. 

Шаг 3.Разрабатываем учредительные документы будущей общественной организации и принимаем решение о ее создании

Каждый имеет право на объединение (ст. 30 Конституции России)

Право граждан на объединение включает в себя право созда­вать на добровольной основе общественные объединения для за­щиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживать­ся от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предваритель­ного разрешения органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления, а также право вступать в такие обществен­ные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, установленном действующим законо­дательством, и приобретать права юридического лица либо функци­онировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Под общественным объединением понимается добровольное, са­моуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по ини­циативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объеди­нения.

Учредителями, членами и участниками общественных объеди­нений, по общему правилу, могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения. Членами и участ­никами молодежных общественных объединений могут быть гражда­не, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Читайте также:  Сдача отчетов в ФСС РФ уполномоченной компанией

Принадлежность или непринадлежность граждан к обществен­ным объединениям не может являться основанием для ограниче­ния их прав или свобод, условием для предоставления им госу­дарством каких-либо льгот и преимуществ.

Одним из видов общественных объединений являются профсо­юзные организации, то есть добровольные общественные объеди­нения граждан, связанных общими производственными, профессио­нальными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интере­сов. Право на создание профсоюзов для защиты своих интересов, вступления в них, свободное занятие профсоюзной деятельностью имеет каждый, достигший 14 лет и осуществляющий трудовую дея­тельность. Данное право реализуется свободно, без предваритель­ного разрешения. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Вмешательство в деятельность профсоюзов запре­щено.

В политической сфере наиболее значимым видом общественно­го объединения выступает политическая партия, создаваемая в це­лях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправле­ния. Членство в политической партии является добровольным и ин­дивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон«О некоммерческих организациях»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • Федеральный закон «О политических партиях».

Молодежная некоммерческая организация – все по полочкам

Чтобы иметь представление о некоммерческой организации, предлагаем обратиться к определению, которое дается Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

  • Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
  • Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей людей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных, направленных на достижение общественных благ.
  • Как правило, некоммерческие организации создаются людьми, имеющими острое желание помогать и решать задачи социального характера.

Часто деятельность некоммерческих организаций направлена на поддержку молодежи, людей пожилого возраста, помощь детям, оставшихся без попечения родителей, борьбу с тяжелыми заболеваниями и т.д.

Некоммерческие организации имеют право создавать лица различных возрастных групп независимо от социального статуса.

Конечно же, некоммерческие организации заслуживают внимания, поэтому предлагаем перейти напрямую к изучению темы нашей статьи, чтобы подробно разобрать этапы регистрации молодежной некоммерческой организации.

Выбор организационно-правовой формы

Так как нашей задачей является максимально подробно определить этапы регистрации именно молодежной некоммерческой организации, попробуем определить в какой форме её можно зарегистрировать.

Исходя из статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», такие могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, партнерств, учреждений, автономных, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах.

Сейчас попробуем разобраться, какая из перечисленных форм подойдет в качестве регистрации молодежной некоммерческой организации и кратко разберем несколько часто встречающихся форм некоммерческих организаций.

Статья 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” определяет его как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе.

Право граждан на создание общественных организаций реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица. .

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет.

  1. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах.
  2. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.
  3. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
  4. Как видно из определений, для открытия молодежной некоммерческой организации подойдет любая из перечисленных выше форм, главное, чтобы цели создания соответствовали учредительным документам, однако, если участниками захотят выступать лица, достигшие всего лишь 14 летнего возраста, то зарегистрировать возможно в форме общественного объединения.
  5. Стоит также отметить, что общественные объединения являются наиболее распространенными формами регистрации некоммерческих организаций, так как их деятельность дополнительно регламентирована законодательством РФ.
  6. Предлагаем разобрать «по полочкам» деятельность всех молодежных некоммерческих организаций в целом и молодежных некоммерческих организаций, созданных в форме общественного объединения.

Права и обязанности молодежной организации

  • Следует начать с того, что любая некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации.
  • Некоммерческая организация имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
  • Обратимся к правам молодежной некоммерческой организации, созданной в форме общественного объединения.
  • Итак, молодежная некоммерческая организация как общественное объединение имеет право:
  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными настоящим Федеральным законом и другими законами;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • использовать в своем названии имя гражданина. Общественное объединение использует имя гражданина только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей.

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.

Это перечень прав, предусмотренный Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, определим общие права для всех некоммерческих организаций, независимо от форм их создания:

  • некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;
  • некоммерческая организация вправе иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;
  • некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему;
  • некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном законом порядке, имеет исключительное право его использования;
  • некоммерческая организация вправе создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  1. Некоммерческая организация не вправе включать в свое название официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от них без разрешения, выданного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  2. В случае отзыва разрешения на включение в название некоммерческой организации официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от них, некоммерческая организация обязана внести соответствующие изменения в свои учредительные документы в течение трех месяцев.
  3. Молодежная некоммерческая организация, созданная в форме общественного объединения обязана:
  • соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы ее деятельности, а также нормы, предусмотренные уставом и иными учредительными документами;
  • ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;
  • ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;
  • представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;
  • допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия;
  • оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации;
  • информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений (наименование, место нахождение и т.д.), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Читайте также:  Переоформление авто после смерти владельца: правила перерегистрации и важные вопросы

Стоит также отметить общие обязанности некоммерческих организаций, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:

  • некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету;
  • некоммерческая организация должна иметь наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности;
  • некоммерческая организация должна иметь свое место нахождения, определяемое местом ее государственной регистрации;
  • некоммерческая организация обязана вести деятельность в соответствии со своими учредительными документами.

Порядок регистрации

Молодежная некоммерческая организация может быть зарегистрирована только в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации. Для государственной регистрации молодежной некоммерческой организации при ее создании представляются следующие документы:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее – заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы молодежной некоммерческой организации;
  • решение о создании молодежной некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов, о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
  • сведения об учредителях;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа молодежной некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с молодежной некоммерческой организацией;
  • протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
  • при использовании в названии молодежной некоммерческой организации личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Государственная регистрация молодежных и детских общественных объединений осуществляется в случае, если в руководящие органы указанных объединений избраны полностью дееспособные граждане.

Как только документы поступают в уполномоченный орган, происходит примерно следующее.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций при отсутствии оснований для отказа или приостановления не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о регистрации организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы.

  • На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации.
  • Орган, принявший решение о регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи об организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
  • Для того, чтобы избежать возможных ошибок, считаем важным обратить внимание на Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации функции по принятию решения о регистрации некоммерческих организаций, в котором обозначены требования к оформлению документов, представляемых заявителями.
  • Итак, начнем:
  • все документы на государственную регистрацию должны быть представлены на русском языке;
  • документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и должны быть удостоверены в установленном порядке;
  • все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
  • учредительные документы некоммерческой организации должны быть представлены в трех подлинных экземплярах, листы всех экземпляров учредительных документов, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы;

Несовершеннолетние смогут стать членами общественных объединений

В патриотические и спортивные общественные объединения (ДОСААФ, Российское военно-историческое общество и др.) предлагается принимать в том числе несовершеннолетних россиян с согласия их родителей.

Законопроект депутата Госдумы Виталия Золочевского (есть у «Известий») поддержал председатель комитета ГД по обороне Владимир Комоедов.

Сегодня участниками общественных объединений могут быть только граждане, достигшие 18 лет и юридические лица.

Предлагается внести в ст. 19 закона «Об общественных объединениях» положение о том, что «членами и участниками государственно-общественных и общественно-государственных объединений…

в области патриотического воспитания граждан, физической культуры и спорта могут быть граждане, не достигшие 18-летнего возраста, с письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя)».

В пояснительной записке к законопроекту в качестве примера перечислены несколько организаций указанной направленности: две спортивные: «Динамо», «Юность России», а также две патриотические: Российское военно-историческое общество и Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ).

Как пояснил автор поправок Виталий Золочевский, их цель — разрешить ситуацию, когда законность посещения патриотических кружков детьми ставится под сомнение.

— Сейчас у молодых людей нет законных оснований стать членами организаций. Когда они находятся на сборах ДОСААФа — это чуть ли не нарушение закона. Но общественные и государственные организации должны прививать патриотические чувства с юного возраста, а не с момента, когда человека забирают в армию, — сказал депутат.

Золочевский также отметил, что членство в патриотических организациях поможет молодежи подготовиться к военной службе. Председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов сообщил, что сегодня молодые люди не имеют такой возможности. По его мнению, оптимальный возраст для членства в патриотических организациях — с 16 лет.

— Причина этой инициативы в том, что сейчас в школе нет военной подготовки, если бы она была, теоретически можно было бы оставить планку в 18 лет. Раньше был предмет «военное дело», сегодня школьное ОБЖ ничего не дает, а молодого человека надо научить жить. Допризывная подготовка необходима до совершеннолетия — когда человек уже должен идти в армию, зачем ему ДОСААФ? — недоумевает Комоедов.

В 2012 году аналогичный законопроект на рассмотрение Госдумы вносили депутаты Марат Бариев, Владимир Овсянников и Сергей Поддубный.

— Закон, который мы вносили, находится на рассмотрении в государственно-правовом управлении президента (ГПУ), — рассказал «Известиям» Сергей Поддубный. — Пока они не дают своего решения — слишком большая загрузка из-за Крыма.

В новой версии есть хорошее дополнение про письменное согласие представителей несовершеннолетнего.

Вместе с Маратом Бариевым мы встретимся с Золочевским и попытаемся объединить наши законы — дополнение снимет вопросы, которые нам задают.

Комитет Госдумы по делам общественных объединений не поддержал законопроект 2012 года. В заключении комитета записано, что в законах нет критериев отнесения общественного объединения к числу патриотических.

— Над этим нужно работать. Патриотизм сейчас зазвучал в том виде, в каком он должен быть. На ближайшем заседании комитета [по общественным объединениям] я подниму вопрос об определении патриотизма и патриотических организаций, — пообещал Сергей Поддубный.

Зампредседателя ДОСААФа по авиации и спортивной работе Виктор Чернов отметил, что  сложилась парадоксальная ситуация: молодые люди имеют право управлять самолетом, а стать членами организации не могут.

— С 14 лет у нас начинают летать на планерах, прыгать с парашютом, с 16 лет человек имеет право самостоятельно летать на поршневых самолетах, с 17 лет — на реактивных. Но членами ДОСААФа эти ребята быть не могут, — сказал Чернов. По его словам, члены организации получают льготы, например, скидку на парашютные прыжки.

Как сообщил зампредседателя ДОСААФа, уже возникли сложности с патриотическими обществами в Крыму.

— Аналогичные организации в Крыму давно установили возможность членства с 14 лет. Сейчас они говорят, что лишатся большого числа участников — молодежь до 18 лет составляет около 40%. На наш взгляд, актуальность снижения возрастного порога более чем очевидна.

Ранее сообщалось, что на территории полуострова создадут один региональный и 17 районных филиалов ДОСААФа.

— С письменного согласия родителей мы будем принимать даже детей восьмилетнего возраста, — заявил зампредседателя ДОСААФа Андрей Головатюк. — Педагоги для этого у нас есть — 24 тыс. сотрудников. Сейчас ДОСААФ в основном посещают допризывники, проходящие подготовку по военно-учетным специальностям, они не могут стать членами организации и получать соответствующие привилегии.