Отказ в замене аварийного участка трубопровода
Устранение аварий ЖКХ, а также предотвращение их появления, является одним из приоритетных направлений для органов самоуправления. Для контроля над этим Госстрой РФ 27 сентября 2013 года принял постановление о «Нормах и правилах технической эксплуатации жилищного фонда», в котором указаны основные правила регламентирующие эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт жилых объектов.
Правовые акты в сфере ремонта по услугам ЖКХ
Для обеспечения санитарных и технических распоряжений законодательством РФ приняты нормативы устранения аварий в ЖКХ.
27 сентября 2003 года вступило в силу постановление Госстроя России о Правилах и нормах эксплуатации жилищного фонда, в котором регламентируется время проведения профилактических работ.
Обслуживание тепловых сетей целесообразно проводить единовременно и в летнее время. Желательная длительность проводимых работ не должна превышать 14 суток. Здесь возможны небольшие отклонения, установленные органами самоуправления.
07.04.2009 г. принято Постановление федеральной службы по надзору в сфере благополучия граждан и защиты прав потребителей. Оно устанавливает гигиенические нормы безопасности систем подачи горячей воды. Особое внимание уделяется муниципальным объектам, таким как: больницы, школы, интернаты, а также дошкольные учреждения.
Обратите внимание: во время ремонта систем водоснабжения, вышеперечисленные объекты должны обеспечиваться горячей водой от собственных источников. Этот пункт должен учитываться еще на стадии проектирования объекта.
Сроки ликвидации аварийных ситуаций ЖКХ
Для определения того, насколько добросовестно поставщик жилищных услуг осуществляет свою работу, существуют максимально допустимые сроки устранения аварий ЖКХ.
Постановление Правительства РФ от 27.03.2018 №331 детализировало ликвидации неполадок.
Теперь аварии в системах отопления, энергоснабжения и внутренних сетях водоснабжения необходимо локализовать за 30 минут, устранить – в течение 3 суток. Максимальным временем для ликвидации засора в канализации или мусоропроводе, является 2 часа с момента получения сообщения о возникшей проблеме.
Заявки на устранение неисправностей принимаются 24 часа, но ремонт осуществляется только с 8 утра до 11 ночи. Небольшие неполадки должны исправляться круглосуточно.
Важно! Ремонтные работы или подключение других потребителей обязаны осуществляться только после письменного уведомления жильцов не менее чем за 10 дней. Длительность прекращения подачи той или иной коммунальной услуги ограничена.
Установленные сроки для ликвидации поломок отдельных конструкций
При обнаружении неполадок следует сразу сообщить диспетчеру. После получения заявления ремонтно-аварийная бригада должна прибыть в течение 30 минут.
В срочном порядке выполняются меры по локализации аварии, а также проделаны требуемые работы для исключения повторения аварий.
Вид конструкции | Типы неисправностей (при наличии) и сроки исполнения |
Кровля | отдельные протечки в кровельных элементах должны быть устранены в течение 24 часов; |
Стены | нарушение целостности стены, из-за повреждения отдельных кирпичей, исправляется в течение суток, при этом в кратчайшие сроки место аварии должно быть ограждено; |
Окна и дверные конструкции | разбитые стекла, вырванные створки форточек и дверей, необходимо ликвидировать в зимнее время за 24 часа, в летнее допускается до 3 суток; |
Внутренняя и внешняя отделка | устранение последствий отслоения потолочной или настенной штукатурки выполняется за 5 дней. При возникновении нарушения во внешнем фасаде стен, меры по обеспечению безопасности должны быть приняты незамедлительно; |
Полы | протечки в перекрытии, из-за проблем с гидроизоляцией пола – на протяжении 3 суток; |
Санитарно техническое оборудование | устранение течи не более суток. Немедленно должны быть исправлены аварии трубопроводов и их сопряжений с канализацией, газовым оборудование, центральным отоплением; |
Лифты | ликвидация неполадок в работе лифта не должно занимать более 24 часов. |
Стоит отметить, что работники аварийных служб, ликвидируют только общедомовые поломки бесплатно. За устранение неполадок личного имущества, необходимо будет заплатить.
Важно! Если вовремя не устраненная авария привела к ущербу жизни, здоровья или имущества потребителя, исполнитель и пострадавший подписывают акт, где подробно описывается причиненный ущерб.
Поломки водоснабжения
Ликвидация неполадок с холодным и горячим водоснабжением должна проводиться в соответствии с требованием инструкции.
Ограничения по времени отключения горячей и холодной воды:
- суммарная длительность отсутствия воды не более 8 часов за месяц;
- при однократной поломке – не больше 4 часов;
- если возникла аварийная ситуация на тупиковой магистрали, то на ее устранение может потребоваться до 24 часов.
Стоит отметить, что отключение подачи холодной воды без предупреждения может быть только при возникновении угрозы аварии или стихийного бедствия. Здесь не рассматривается случай, когда абонент не платит за водоснабжение более 6 месяцев.
Поломки системы водоотведения
Внешние (обледенение, загрязнение, разрушение водосточных труб) и внутренние (протечки, засорения) неполадки необходимо ликвидировать сразу после обнаружения, чтобы не допустить дальнейшего разрушения системы.
Допустимая длительность отсутствия водоотведения:
- не более 8 часов суммарно;
- 4 часа при разовой поломке.
Оборудование, которое починили, считается сданным по прошествии определенного времени. Так, система водоотведения после текущего ремонта считается сданной после того, как прошло 8 часов, а после капитального — 72 часа.
Неполадки электроснабжения
Стабильность работы системы электроснабжения характеризуется двумя показателями: качество электроэнергии и ее надежность.
ГОСТ 29322-2014 устанавливает параметры сети. Они могут отклоняться от нормы в определенных пределах: частота — 50 ±0,2 Гц; напряжение фаза-нейтраль: 230 В ±10 %; межфазное напряжение: 400 В ±10 %.
Несущественные или значительные отклонения от указанных характеристик подлежат устранению в срочном порядке. В некоторых регионах продолжают действовать устаревшие системы электроснабжения с иными параметрами сети (220/380 В и 240/415 В).
Прекращение подачи электричества не должно выходить за заданные рамки:
- если имеются два резервирующих источника питания, то длительность ремонта не более двух часов;
- когда источник всего один – время устранения одни сутки;
- при возникновении короткого замыкания ремонтные работы должны быть проведены немедленно;
- неисправность в системе освещения общедомовой территории устраняется в течение 7 дней.
Поломки данной системы появляются при существенном изменении характеристик сетевого напряжения. Причиной чего могут быть: нестабильность величины, формы и частоты, отсутствие достаточной мощности по току, ненадежность или полное пропадание.
Авария в системе отопления или газового оборудования
Отсутствие газоснабжения допустимо не более 4 часов суммарно. Утечку газа необходимо незамедлительно ликвидировать, чтобы избежать серьезных последствий. Отказ сети или источника теплоснабжения, приведший к остановке подачи тепловой энергии, следует устранить в заданные сроки.
Периоды устранения неполадок:
- не более 24 часов в месяц суммарно;
- при разовой поломке время отсутствия отопления варьируется в зависимости от температуры в доме: температура воздуха от +12 градусов, допустимое время ремонта 16 часов, от +10 до +12 – 8 часов, от +8 до +10 – 4 часа.
Важно! Если время устранения аварий в ЖКХ превышает заданную продолжительность, то счет за каждый вид коммунальной услуги должен быть уменьшен с учетом не оказанных услуг.
Таким образом, государством предусмотрены нормативные акты, которые контролируют работу жилищно – коммунальных служб. Эти требования периодически расширяются и дополняются.
При возникновении аварии в ЖКХ, необходимо сразу обратиться в контролирующий орган. Службы обязаны приступить к устранению неполадок в допустимые сроки.
Если этого не произошло, то следует написать жалобу в вышестоящие ведомства.
Замена стояков в многоквартирном доме
Несмотря на то, что большинство жильцов являются собственниками своих квартир и оплату общедомовых нужд вносят ежемесячно, непосредственную замену стояков и других элементов водоснабжения проводят представители управляющей компании (УК). Их действия основаны на нормативной базе законов РФ. Однако, не многие владельцы квартир знают свои права в случае необходимости замены общих коммуникационных элементов, расположенных в их квартирах.
Решение при замене стояков в многоквартирном доме, определение ответственных лиц и правила поведения при конфликтных ситуациях приведем далее.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-75 Москва; +7 (812) 425-62-06 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-31-96 Бесплатный звонок для всей России.
Нормативная база
Кто ответственен за замену стояков в многоквартирном доме?
Стояки многоквартирных домов – это личное или общедомовое имущество? Вопрос является актуальным при возникновении необходимости в его замене. Согласно ПП РФ №491 все ответвления труб от стояка находятся под ответственностью (эксплуатация, ремонт и замена) собственников квартир, а следовательно и оплата проходит за их счет.
А вот коммуникационные системы являются общедомовым имуществом и вся ответственность за их содержание и ремонт возлагается на УК.
Кто должен менять стояки в многоквартирном доме?
Ошибочно полагать, что если общие водопроводные стояки находятся в эксплуатации жильцов квартир многоквартирного дома, то и ответственность за их замену полностью возлагается на них. Незнание нормативной базы Жилищного Кодекса приводит к лишним денежным растратам из карманов собственников.
Постановление Российской Федерации №354 ст.149 (от 6.05.2011) и ст.161 Жилищного Кодекса РФ гласят о том, что ремонт, а также полная замена стояков в многоквартирном доме находятся под ответственностью Управляющей Компании, закрепленной за конкретным домом.
Каждый месяц каждый владелец квартиры получает квитанцию на оплату коммунальных услуг, в которой обозначена графа «техническое обслуживание и ремонт». За те средства, которые поступают от жильцов от оплаты квитанций, в частности за обслуживание и ремонт, и должны проводиться все профилактические и ремонтные работы.
Следовательно, в случае прорыва труб или иной порчи стояка ЖЭК обязан проводить ремонтные работы, без взимания платы с жильцов (обратное действие является незаконным).
Нормы замены
Согласно нормам замены стояков в многоквартирном доме их замену необходимо проводить в двух случаях:
- Окончание эксплуатационного срока действия металлоконструкции.
- Полный ремонт санузла квартиры.
Жизненные условия предусматривают 2 режима замены труб:
- плановый – когда подошел срок замены;
- аварийный – когда произошло нарушение целостности трубы и образовалась течь.
Гарантийный срок эксплуатации труб многоквартирных домов составляет не менее 25 лет. Даже если по истечении этого срока конструкция является целостной без протечек, стояк все равно необходимо заменить.
Все чаще проводится замена чугунных труб на полипропиленовые. Это обусловлено рядом преимуществ материала:
- экономичность;
- легкость;
- прочность;
- безопасность для экологии;
- устойчивость к деформации от теплового воздействия;
- устойчивость к коррозии и другим воздействиям;
- скользящая структура внутренних стенок, которая препятствует образованию налета;
- долгий эксплуатационный срок: от 50 до 100 лет.
Что входит в замену стояков в многоквартирном доме?
Процесс замены стояка в МКД – это непосредственное изъятие старой конструкции на новую. Однако это далеко не все, что входит в понятие «замены стояка в многоквартирном доме».
Сперва необходимо обратиться в УК и написать заявление на замену трубы. Удовлетворительный ответ заявитель получит в том случае, если документ составлен правильно, а подкрепляющие его факты не вызовут сомнений.
В назначенный день представители УК перекрывают воду в стояках и сливают ее остатки. После этого приходят мастера от управляющей компании или организации, с которой УК заключила договор. Они и проводят все необходимы процедуры по замене неисправной трубы стояка в многоквартирном доме.
- Мастер при помощи болгарки вырезает старые трубы.
- Производит разметку для новых ответвлений.
- Проводится монтаж новых трубопроводных конструкций.
- Осуществляют запуск воды на проверу герметичности всех стыков нового стояка.
По закону все необходимые элементы коммуникационной системы, которые подлежат замене, доставляются в квартиру собственника.
Однако не редки ситуации, когда сам жилец, в чьей квартире надлежит провести монтаж, оплачивает все расходные материалы и сам элемент новой трубы.
По закону, все расходы собственника должны быть включены в счет оплаты квитанции по содержанию общедомовых владений за следующий месяц.
Пошаговая инструкция замены стояков в многоквартирном доме
Прорыв водопроводного стояка в одной квартире требует его немедленной замены. Перед проведением ремонтных работ владелец «аварийной» квартиры должен обговорить это действо с соседями верхнего и нижнего этажа.
Дело в том, что изношенное состояние труб имеет по всей своей длине, несмотря на то, что прорыв случился в определенном месте. И для надежности их следует заменить полностью, во всех квартирах.
В случае несогласия соседей монтаж общего водопроводного канала будет проводиться только в одной квартире.
Следующий шаг – обращение в УК. В их полномочия входит перекрывание стояка и слив воды. Далее происходит полный или частичный (в отдельной квартире) монтаж труб.
Согласно ВСН 58-88 (р) «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» плановая замена систем водопровода должна проводиться каждые 25-30 лет. Ремонтные работы проводятся внутри приватизированных и неприватизированных квартир, а также в подвальных помещениях и подъездах.
Замена канализационного стояка
Канализационный стояк относится к общедомовому владению, даже несмотря на то, что он проходит через частную квартиру (согласно ст.290 Гражданского Кодекса). Также, в ПП РФ №491 п.5 от 13.08.2006 говорится: «…к общему имуществу относится система водоотведения, то есть, канализация…».
Следовательно, за монтаж и ремонтные работы канализационного стояка в многоквартирном доме несет ответственность УК. За все необходимы расходные материалы, которые потребуются в процессе замены, а также за сам ремонт вносят оплату жильцы квартир, ежемесячно внося денежные суммы за квитанции с графой «содержание и ремонт жилья».
В день проведения замены стояка канализации владелец квартиры не должен оплачивать ничего.
Но, если ранее собственник квартиры самостоятельно проводил замену канализационной трубы, и факт этот будет доказан, то владелец обязан полностью оплатить последующий монтаж данного элемента системы коммуникации.
Перед началом ремонта канализационного стояка многоквартирного дома жильцу необходимо:
- Посетить УК и оставить заявление на проведение замены аварийного элемента.
- Составить с представителем обслуживающей организации акт, в котором будет описано состояние канализационного стояка и (рекомендовано) приложены фото.
- Оговорить дату и время проводимых работ, а также своевременно оповестить соседей об этом.
- Определить материал конструкции, которая будет внедрена на место старой, а также некоторые нюансы.
В назначенное время приходят мастера по ремонту и проводят все необходимые действия по замене канализационного стояка.
По завершении составляется «Акт выполненных работ» между УК и организацией по ремонту. Собственнику квартиры тоже стоит оставить себе копию этого акта.
Оплата замены
Ответ на вопрос, касающийся оплаты замены стояка в многоквартирном доме, содержится в Правительственном Постановлении РФ №491 от 13.08.2006. Документ определяет, что является общедомовым имуществом, кто несет ответственность за его содержание и соответственно оплачивает его ремонт и замену.
Согласно ПП №491 и его разделу «Правила содержания имущества многоквартирного дома» каждый владелец квартиры оплачивает содержание и ремонт всех коммуникаций дома. Эта же информация содержится и в ст.158 ЖК РФ «Расходы собственников помещений в многоквартирном доме»: все собственники квартир МКД задействованы в расходах на содержание и ремонт общедомового имущества.
Таким образом все расходы на замену стояка водоснабжения в многоквартирном доме оплачивает ЖКХ из тех средств, которые вносят все собственники квартир ежемесячно, внося денежные средства за квитанции по содержанию общедомового имущества.
Какие документы выдаются собственнику жилья?
- дата составления договора;
- порядковый номер договора, согласно которому выписывается акт;
- объем выполненных работ и все проведенные действия;
- стоимость работ;
- наименование исполняющей ремонтные работы;
- подписи исполнителя и заказчика.
Этот документ делается в 2-х экземплярах, один из которых отдается исполнителю, а второй остается у заказчика. Исполнителем является организация, занимающаяся заменой аварийного элемента. Заказчиком может выступать УК (тогда один экземпляр остается у них и на руки собственнику квартиры не выдается) или же непосредственно владелец жилья.
Даже если договор составлен представителем УК и ремонтной компании, собственнику квартиры стоит сделать себе копию этого акта.
Можно ли отказаться от замены стояков в многоквартирном доме?
«Можно ли отказаться от замены стояка?» — актуальный вопрос для тех жильцов, кто сделал капитальный ремонт квартиры, ведь предполагаемая общедомовая процедура подразумевает некоторую порчу имущества собственника в санузле. Есть ли возможность написать отказ?
Исходя из информации, содержащейся в п.5 ПП №491, стояки в МКД являются общедомовым владением.
По закону не один из жильцов не вправе препятствовать представителям исполнителя (УК), а также аварийным службам, органам Госконтроля и надзора проводить осмотр текущего состояния коммуникационного оборудования и проводить ремонтные работы. Контрольный осмотр должен проводиться не чаще 1 раза в 90 дней, а при аварийной ситуации – в любой время.
Таким образом, собственники квартир не имеют возможности отказаться от замены общих коммуникационных систем в многоквартирном доме. В ответ на отказ УК или ТСЖ вправе подать в суд.
Возможные конфликты и их решение
При замене стояка в квартире ее владелец может столкнуться с ситуациями, препятствующими проведению ремонтных работ. Конфликтные случаи могут быть следующими:
- Отказ управляющей компании в проведении замены неисправного оборудования.
- Несогласие соседей на замену стояка в многоквартирном доме.
Затягивать с их решением не стоит, особенно если замена аварийного элемента требуется в самое ближайшее время.
При обращении в управляющую компанию с заявлением на замену стояка в МКД возможно столкнуться с отказом в проведении работ.
Причины могут быть высказаны разные, но, чаще всего организация-управленец ссылается на исправность коммуникационной системы.
В этом случае собственник обладает полным правом подать в суд на УК, а также взыскать с них денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Общий аварийный трубопровод не редко дает течь не только в одной квартире, но и у соседей сверху или снизу. Или же стояк находится в непригодном состоянии и требует тотальной замены, а не только отдельного «фрагмента». Поэтому и монтаж должна проводиться в нескольких квартирах. Но, нередки случаи, когда одни из собственников отказываются в проведении необходимых работ.
Решить проблему возможно путем разговоров, но они не всегда приводят к желаемому результату. В сложившейся ситуации самым верным решением станет судебное разбирательство. Но, подать заявку в суд должны не другие владельцы квартир, а УК. В своем заявлении в судебные органы представитель УК выдвигает требование к суду принудить собственника к замене стояка.
Разбирательство – процесс не быстрый, но эффективный. По его решению препятствующий ремонту собственник обязуется не только допустить ремонтников к замене трубы, но и к монтажу скрывающего короба (если он есть). Судья может существенно ускорить процесс дела, удовлетворив запрос истца согласно ст. 212 Гражданского Процессуального Кодекса.
Жалоба на некачественную замену стояков в многоквартирном доме
В случае, если замена аварийного стояка произведена некачественно, владелец квартиры вправе подать жалобу на ответственную за это дело организацию. Жалоба в письменном виде подается в Государственную жилищную инспекцию конкретного региона России. В ней указывается имя и адрес собственника, где расположен аварийный водопроводный стояк.
Жалоба состоит из заявления и прошения. В заявление необходимо ссылаться на ст. 161 ЖК РФ «Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом» и указать, что ремонтные работы не устранили аварийную ситуацию. В прошении пишется просьба заявителя об обязывании УК исправить неполадки в соответствие с нормами.
Не лишним будет приложить к жалобе фотоматериалы, доказывающие некачественную работу, а также акт, составленный между жильцом и УК.
Нюансы уборки подъездов в многоквартирном доме в случае затопления
Принятое в 2013 году Постановление Правительства №290 (от 03.04.2013) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» обязало службы УК или ТСЖ проводить уборку подъездов многоквартирных домов.
Проведение гигиенических мероприятий в подъезде, осуществляемых уборщицей, нанятой УК, должно быть ежедневным. Входит ли в ее полномочия уборка общедомовых помещений при затоплении от прорыва стояка?
Когда случилась аварийная ситуация и водопроводный стояк или канализационную систему прорвало в квартире собственника, то ее последствия устраняет сам жилец квартиры, даже если вина за свершившееся лежит на УК. Причем уборка воды должна проводиться незамедлительно, чтобы не затопить соседей снизу.
Если же потоп произошел в подвальном помещении или подъезде, то устранение и уборка последствий возлагается на УК.
Обслуживание коммунальных сетей: проблемы и пути их решения
Сегодня любой благоустроенный МКД обеспечен коммунальными услугами: холодной и горячей водой, электричеством и теплом. Содержание и обслуживание инженерных сетей – залог бесперебойного и качественного получения потребителями КУ. Рассказываем, кто и в каком объёме обязан содержать и обслуживать такие коммунальные сети.
Границы эксплуатационной ответственности
Разграничение балансовой принадлежности сетей
Бесперебойное и качественное обеспечение жителей домов коммунальными услугами возможно при условии надлежащего состояния внутридомовых инженерных коммуникаций и сетей, подводящих ресурс к многоквартирному дому.
Правила № 124, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, в качестве существенного условия договоров, заключаемых УО с РСО, определяют условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания инженерных сетей.
Граница раздела при распределении указанных обязанностей определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон. Акт разграничения имеет большое значение.
Во-первых, в случае аварии, когда дом остался без воды, тепла или света, или подвал заливает канализация, поставщик будет апеллировать к имеющемуся акту раздела границ, а при отсутствии такового – указывать, что аварийные коммуникации ему не принадлежат и он их не обслуживает.
Итог, как правило, один: ТСЖ или управляющая организация вынуждены под массированным нажимом жильцов срочно своими силами устранять аварию. Даже будь они правы, практика показывает, что при наличии не оспоренных ни через прокуратуру, ни через администрацию или ГЖИ актов оперативно решить этот вопрос не получается, а страдают в итоге жильцы дома.
Во-вторых, любые сети необходимо регулярно обслуживать, осуществлять их текущий, а со временем и капитальный ремонт зачастую с полной заменой. Всё это не дешево. При изменении границы балансовой принадлежности указанные расходы в полном объёме будут лежать на ресурсоснабжающей организации, а устранение засоров, текущий и капитальный ремонт сетей станут обязанностью поставщика.
В-третьих, управляющая организация избавляется от обязанности оплачивать нормативные потери на участках сетей, исключаемых из акта разграничения балансовой принадлежности. Особенно это актуально для сетей тепло- и электроснабжения.
При отсутствии актов разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон возникает проблема «бесхозяйных» сетей, что также требует внесения определенности во взаимоотношения с ресурсоснабжающей организацией.
К вопросу о бесхозяйных инженерных сетях
Проблемы определения границы эксплуатационной ответственности
Согласно п. 8 Правил № 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством России, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей же эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или РСО, является место соединения ОДПУ с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Но это теория, а на практике всё происходит иначе. В подавляющем большинстве случаев ресурсоснабжающая организация заинтересована прежде всего в сокращении своих издержек и соответственно увеличении прибыли. Поэтому, пользуясь своим доминирующим положением, она старается подписать акт разграничения на максимально выгодных для себя условиях.
Для этого РСО стремится установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как можно дальше от внешней стены многоквартирного дома. Зачастую акты разграничения, как старые, так и новые, возлагают на управляющие организации или ТСЖ ответственность за участки сетей за пределами МКД.
Ресурсоснабжающие организации, как правило, апеллируют именно к возможности установления иного порядка соглашением сторон, ссылаются на то, что спорные участки у них на балансе не числятся или строились застройщиком исключительно для этого дома и им не передавались. Следовательно, раз акты уже подписаны с отнесением части сетей на управляющую организацию или ТСЖ, то они являются действующими и оснований для изменения границ нет.
Однако здесь РСО лукавят, поскольку соглашение об изменении границ и выносе их за пределы МКД ресурсоснабжающая организация может заключить только с собственниками, а не с управляющей организацией или ТСЖ. В отсутствие решения общего собрания собственников акты разграничения, устанавливающие границу за пределами внешней стены МКД, противоречат закону.
Кто предоставляет коммунальные услуги в спорных домах
Способы решения проблемы
Нашей юридической фирмой «Южный региональный центр поддержки ЖКХ» выработан эффективный механизм приведения актов разграничения в соответствие с требованиями законодательства.
Каким же образом возможно установить границу балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей, которая бы максимально отвечала интересам собственников помещений МКД? Мы видим два пути: внесудебный и судебный.
Внесудебный путь гораздо быстрее, проще и дешевле, чем судебный, но есть один нюанс. Необходима «добрая воля» РСО на подписание акта, по которому балансовая принадлежность и эксплуатационная ответственность на все участки сетей, расположенных за внешней стеной многоквартирного жилого дома, закрепляется за ней.
- При отсутствии «доброй воли» РСО единственно возможным остаётся судебный путь установления границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности коммунальных сетей.
- При этом многие управляющие организации, не добившись справедливости во внесудебном порядке, останавливаются и подписывают акт разграничения на условиях, диктуемых ресурсоснабжающей организацией.
- Вот несколько причин, по которым управляющие организации так поступают:
- не хотят ссориться с РСО;
- думают, что судиться – дорого и сложно;
- полагают, что судиться с монополистом бесперспективно.
Мы убеждены, что указанные причины надуманны, т.к. «поссориться» с ресурсниками, защищая свои законные права и интересы в судебном порядке невозможно по определению. Наша обширная практика свидетельствует о том, что какие-либо негативные последствия отсутствуют, а преимущества от пересмотра границ очевидны.
Хорошие отношения с РСО зачастую не предоставляют УО каких-либо привилегий: если вы должны – на вас подадут в суд, если вы нарушаете условия договора – никто не станет закрывать на это глаза. При этом никакие хорошие отношения не заставят РСО в случае аварии за пределами МКД оперативно выполнить ремонтные работы, если участок в акте разграничения был включён в зоны вашей ответственности.
Относительно расходов на оплату юридических услуг нужно учитывать, что, согласно положениям Арбитражного процессуального кодекса РФ, данные издержки будут возмещены за счёт РСО.
Это значит, что юридические услуги для УО будут фактически бесплатными, а экономический эффект и польза от изменения границ сетей электро-, тепло- и водоснабжения в будущем компенсируют небольшие дополнительные затраты времени на предоставление копий необходимых документов.
Южный региональный центр поддержки ЖКХ уже на протяжении нескольких лет эффективно решает вопрос по пересмотру актов границ инженерных сетей. Все судебные дела завершаются положительным результатом. С 2018 года предложение ЮРЦП ЖКХ стало доступно для всех регионов РФ.
В заключение
Рекомендуем вам после прочтения статьи проверить договоры с РСО. Если у вас отсутствует акт разграничения или он есть, но граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нём указана не по внешней стене многоквартирного дома, или есть «бесхозяйные» участки, – не откладывая, обращайтесь в суд за защитой ваших нарушенных прав.
Автор статьи – Дмитрий Андреевич Топоров, зам. руководителя ЮРЦП ЖКХ, к.ю.н., доцент кафедры Гражданского права РГЭУ «РИНХ».
Публикуется на правах рекламы.
Судебная практика по спорам, связанным с охранной зоной трубопроводов
Предыдущая записьМинистерством строительства и… ___
В настоящее время Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность установления охранных зон трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов). Положение об охранных зонах трубопроводов и положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов подлежит утверждению Правительством Российской Федерации. До утверждения данного положения Правительством Российской Федерации применяется ряд ранее принятых нормативно — правовых актов, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей».
В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению в переходный период дел связанных с охранной зоной трубопроводов, Президиум Верховного Суда Российской Федерации обобщил судебную практику по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, кроме того разъяснены вопросы установления границ и правового режима зоны с особыми условиями использования территории, определения территории, входящей в границы минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода.
В обзоре судебной практики от 23.06.2021 Верховный Суд Российской Федерации изложил несколько правовых позиций, в том числе:
- до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией – собственником трубопровода или уполномоченной им организацией;
- не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений в использовании земельного участка, в частности, если не был обеспечен публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и о границах такой зоны;
- объекты недвижимости, находящиеся в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, сносу не подлежат;
- не подлежат сносу объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, если применительно к зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, расположенным в таких границах, или к указанным трубопроводам реализованы технические или технологические решения, в результате которых отсутствует угроза жизни и здоровью граждан и (или) безопасной эксплуатации трубопроводов;
- не подлежат сносу объекты, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных и промышленных трубопроводов, сведения о которых внесены в ЕГРН, если возможно приведение этих объектов в соответствие с ограничениями использования участка;
- снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (за исключением самовольных построек), расположенных в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения таких объектов недвижимости, возможен только при условии предварительного возмещения;
- оснований для возмещения убытков, причиненных сносом здания, сооружения или другого строения, не имеется, если застройщик знал или должен был знать о недопустимости возведения спорного объекта на земельном участке.
С указанным Обзором судебной практики Верховного суда Российской Федерации, можно ознакомиться пройдя по ссылке: http://supcourt.ru/documents/thematics/30130/
Комментариев пока нет…Оставьте первый комментарий!
Как поменять стояки или провести аварийные работы, если собственник не дает доступ в квартиру – gkhhelp.ru
Очень часто управляющим компаниям требуется доступ в квартиру для проведения ремонтных или аварийных работ, и компания может столкнуться с нанимателем или собственником квартиры, который ссылаясь на разные причины не пускает. Сегодня мы разберемся в вопросе обязан ли собственник или наниматель пускать и что делать компании если не пускает ремонтную бригаду.
Следовательно, соблюдение своих прав, как собственников жилого помещения, не должно идти в разрез с интересами и правами других лиц, в противном случае, можно говорить о злоупотреблении правом.
По смыслу приведенных правовых норм, Управляющая Организация, ТСЖ или ЖСК, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме вправе требовать допуска в жилое помещение, а пользователи обязаны предоставить такой допуск.
В случае отсутствия свободного доступа в квартиру, управляющая организация вправе обратиться в суд с иском об обязании собственника жилого помещения предоставить сотрудникам управляющей организации свободный доступ в жилое помещение для проведения работ по ремонту общего имущества и взыскания судебных расходов.
Перед тем как обратиться в суд Управляющая компания, ТСЖ или ЖСК должно составить акт об отказе в предоставление допуска (образец Акта приведен ниже). Дать подписать собственнику Акт об отказе в предоставлении допуска в квартиру. В случае, если собственик отказывается, то фиксируете этот факт в Акте заверяете подписями нескольких соседей.
Такие действия не повлияют, но таким образом Управляющая Компания, ТСЖ или ЖСК снимут с себя ответственность за последствия не выполнения ремонтных работ на участке общего имущества МКД.
Особое внимание обратите, что если в квартиру для осуществления ремонтных работ не допускает наниматель или члены его семьи, то в суд должен обращаться наймодатель — собственник жилого помещения, так как по закону именно на нем лежит бремя надлежащего содержания общего имущества.
Исковое заявление на собственника помещения, который не предоставляет доступ для ремонта общего оборудования, может подать как само ТСЖ, так и управляющая компания, с которой заключен у товарищества собственников жилья соответствующий договор.
В суд может обратиться и гражданин, например, в случае, если действия (а скорее всего, бездействие) соседа причинило ему материальный ущерб. В таком случае, иск будет не об обязании предоставить допуск в квартиру, а о возмещении ущерба.
Самым важным обстоятельством, которое подлежит доказыванию истцом в суде – необходимость проведения работ, для осуществления которых он просит допустить его в квартиру.
Как правило, не дают осуществлять ремонтные работы собственники жилых помещений, ссылаясь на то, что квартира является их собственностью, а, следовательно, они вправе самостоятельно решать, как владеть, пользоваться и распоряжаться ею.
И действительно в соответствии со Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
При этом в соответствии с ч. 3 ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Основные законодательные акты на которые может ссылаться Управляющая компания, ТСЖ и ЖСК для того, чтобы выполнить ремонтные или аварийные работы:
- Согласно п.10-12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
- Согласно подпункта «б» пункта 32 и подпункт «е» пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг — по мере необходимости, а для ликвидации аварий — в любое время.
- В соответствии с ч.4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Внимание!