Оплата услуг ЖКХ в доме, признанном аварийным
Собственник может не платить за содержание общего имущества МКД, например, когда владеет нежилым помещением. Помещение пристроено к МКД и по документам не является его частью и расположено на отдельном земельном участке.
Сегодня мы на примере свежей судебной практики расскажем, что управляющей организации нужно детально разбираться в ситуации, прежде чем подавать в суд. Иначе потом будет неловко и судебные издержки никто не возместит.
Разъяснения ВС РФ о содержании общего имущества в МКД
Собственник обязан платить за общее имущество
А было так. Управляющая организация подала в суд на собственника нежилого помещения за то, что он не платит за содержание и ремонт общего имущества МКД.
Дело практически невозможно было проиграть. Недавно мы рассказывали об успешной борьбе ТСЖ с банком, собственником помещения, который нарушал правила пользования общим имуществом. Однако в этом случае в суде открылись неожиданные детали.
Управляющая организация в суде рассказала, что управляет МКД на основании договора управления, плату за содержания общего имущества принимает в рамках договорных отношений. Все собственники кроме одного платят исправно.
Доказательная база строилась на основе ст. 1102 ГК РФ. По ней лицо, которое без оснований приобрело или сберегло имущество за счёт другого лица, должно возвратить его последнему.
Такое обязательство возникает при двух обстоятельствах, которые появляются одновременно:
- одно лицо обогатилось за счёт другого,
- имущество сберегли незаконно.
Постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 N 11524/12 перечисляет основания для неосновательного обогащения – требование о возврате:
- ранее исполненного при расторжении договора,
- ошибочно исполненного по договору,
- предоставленного при незаключённости договора и другие.
Собственники квартир и нежилых помещений владеют на праве общей долевой собственности общими помещениями МКД, несущими конструкциями, механическим, электрическим, санитарно-техническим и другим оборудованием и земельным участком дома (п. 1 ст. 290 ГК РФ, п. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Каждый участник долевой собственности соразмерно со своей долей платит налоги и платежи по общему имуществу (ст. 249 ГК РФ). А по п. 1 ст. 158 ЖК РФ – несёт расходы на содержание его помещения, участвует в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Имеется ввиду, что он платит за содержание и ремонт жилого помещения.
Машино-места как объект гражданских прав
Но не должен, когда он не собственник в данном МКД
Собственник в ответ на претензию предоставил суду технические и кадастровые паспорта на нежилые помещения, которыми владеет. Эти документы показали, что помещения являются пристройками и не считаются частью МКД.
Помимо этого, нежилые помещения расположены на отдельном земельном участке, на который оформлено право постоянного бессрочного пользования. Границы этого земельного участка не пересекаются с границами участка, на котором расположен МКД.
Собственник хорошо подготовился: помимо паспортов приложил договоры с ресурсоснабжающими организациями. Это свидетельствовало о том, что коммунальные ресурсы собственник приобретал самостоятельно.
Кроме того, собственник указал на пропуск срока исковой давности за период взыскиваемой задолженности.
Рассмотрев все обстоятельства дела Арбитражный суд Московского округа решил, что собственник не должен платить за содержание общего имущества МКД, потому что помещение, которое ему принадлежит, не является частью такого дома (постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2017 по делу N А41-101071/15).
УО и содержание детских площадок
Оплата квартплаты и коммунальных услуг за аварийное жилье в муниципальном доме — нужно ли платить
3 497 просмотров
Ежемесячная плата за жилье состоит и ряда платежей. Причем часть из них предназначен для обеспечения функционирования дома и ремонт. Но аварийное жилье не требует ремонта, его нужно расселить. Но до процедуры переселения жильцы продолжают проживать в квартирах и использовать коммунальные услуги. Рассмотрим, как взимается.
Платят ли квартплату, если дом признан аварийным?
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ собственники и наниматели жилого помещения обязаны регулярно и своевременно вносить средства за коммунальные услуги и квартплату.
Обязанность по выплатам возникает:
- у нанимателя по договору соцнайма – с момента подписания договора социального найма;
- у собственника – с момента государственной регистрации права собственности;
- у нанимателя – с момента заключения договора с собственником.
Квартплата включает следующие платежи:
- плата за наем;
- за коммунальные услуги;
- за капитальный ремонт;
- за содержание общего имущества.
Жильцы аварийного дома обязаны регулярно вносить квартплату. Исключения составляют ряд платежей.
Жилье по договору социального найма
Особенностью оплаты жилья, предоставленного по договору социального найма, является необходимость вносить плату за найм. Сумма устанавливается решением органа местного самоуправления. Размер платежа не может превышать 70% от среднерыночной арендной платы.
Следующие категории граждан освобождены от вынесения оплаты за наем квартир:
- пенсионеры;
- многодетные семьи;
- инвалиды;
- жильцы квартир, в аварийных домах.
Однако другие платежи сохраняются до тех пор, пока граждане проживают в данной квартире и пользуются коммунальными услугами.
Пример. Районная администрация обратилась в суд с иском к жильцам квартиры в аварийном доме. На момент обращения долг превысил 100 000 р.
При расчете представители муниципалитета не учитывали плату за найм, а также оплату за коммунальные услуги за 3 месяца (когда семья фактически не проживала в квартире).
Суд посчитал требования администрации обоснованными и удовлетворил требования истца.
Таким образом, наниматель квартиры в аварийном доме обязан платить только за потребленные коммунальные услуги. Чтобы перестать вносить платежи необходимо предоставить сведения, что наниматель и члены его семьи фактически не проживают в квартире.
Аварийная квартира, в которой никто не проживает
В [current_date format='Y'] году все квартиры должны быть оборудованы счетчиками для учета расхода воды, тепла и электроэнергии. Но аварийные дома зачастую не могут быть оборудованы счетчиками. Поэтому плата за воду и отопление начисляется в соответствии с общими нормативами.
Собственник или наниматель квартиры, которая не оборудована счетчиками может не платить за воду, если фактически не проживают в помещении. Но плата за отопление сохраняется полностью.
Отказ от внесения платежей за отопление может стать причиной для взыскания средств через суд.
Пример. Гражданка Р. обратилась в суд с заявлением к местной администрации. Женщина пояснила, что является нанимателем квартиры по договору социального найма. Дом, в котором она проживала, признан аварийным.
Несколько лет назад из-за неисправной проводки в квартире произошел пожар. В данное время жилье не пригодно для фактического проживания. Но управляющая компания продолжает взимать платежи за отопление. На момент обращения долг составлял более 40 000 р.
Женщина желала аннулировать долг, прекратить начисление коммунальных платежей и взыскать возмещение морального вреда. Представитель компании пояснил, что в дома старые чугунные батареи и нет крана на отопление. Поэтому отключить подачу в отдельной квартире нельзя.
Суд отказал истице в удовлетворении требований и сохранил обязанность по оплате коммунальных услуги и долга.
Для освобождения от платежей, гражданин должен обратиться в управляющую компанию и доказать, что фактически в помещении не проживает. Например, в летний период 3 месяца проживает на даче.
При наличии счетчиков, оплата осуществляется в соответствии с показаниями приборов учета.
Жильцы освобождаются от оплаты взносов на капитальный ремонт, а наниматели квартир по договору социального найма перестают платить средства за наем.
Квартира, в которой фактически живут
Если собственник постоянно проживает в помещении аварийного дома, то он обязан вносить платежи жкх.
В соответствии со п. 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, с жильцов аварийных квартир не взыскивается плата за капитальный ремонт. Ремонтные работы должны ограничиваться работами, необходимыми для обеспечения нормального проживания (подготовка к эксплуатации в летний или зимний период, починка инженерных конструкций).
Таким образом, управляющая компания должна только обеспечить надлежащее санитарное состояние жилья. Поэтому квартплата должна быть меньше.
С 2019 года рассматривается вопрос об установлении квартплаты для жильцов аварийного дома в размере 50% от общей стоимости.
Судебная практика
Не нужно платить средства за коммунальные услуги, которые уже не предоставляются. В ряде случаев счета продолжают поступать, хотя фактически предоставление услуг уже прекращено. В такой ситуации собственник или наниматель должны защищать свои права.
Порядок защиты прав:
- Сбор документов (платежек, постановления о признании дома аварийным).
- Составление претензии в управляющую компанию.
- Обращение в суд.
В других ситуациях, граждане должны выплачивать начисления за отопление, воду, свет, канализацию и содержание общедомового имущества до окончания расселения.
Оплата квартплаты за аварийный дом часто становится камнем преткновения между управляющей компанией и собственниками. Жильцы не желают выплачивать средства за услуги в аварийном доме.
Однако закон предусматривает возможность снижения платежа, но сохранение обязанности в целом. Если управляющая компания незаконно увеличивает платежи, то жильцы должны защищать свои права. Вопрос может быть урегулирован через суд.
Перед инициации процесса необходимо получить консультацию юриста. Специалиста сайта окажут вам помощь в режиме онлайн.
- В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
- Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!
Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!
Сохраните ссылку или поделитесь с друзьями
Оплата квартплаты и коммунальных услуг за аварийное жилье в муниципальном доме — нужно ли платить
Главная » Купля-продажа квартиры » Оплата квартплаты за аварийное жилье
3 115 просмотров
Несмотря на то, что дом признан аварийным, расселение жильцов производится, чаще всего, далеко не сразу. Придется ждать несколько недель, а то и месяцев. И возникает вопрос, нужно ли платить за такое жилье? Рассмотрим данный вопрос подробнее в этой статье.
Платят ли квартплату, если дом признан аварийным?
Прежде, чем понять, можно не платить за ЖКХ или нужно оплачивать все в полном объеме, сначала необходимо понять тот факт, что существует три основных вида платежей:
- Плата за найм. Так как в данном случае разговор ведется о муниципальных домах, квартиры которых выдаются жильцам на основании договора социального найма, то такой вид платежа замещает собой более классическую квартплату. Грубо говоря, это просто арендный платеж за пользование не приватизированным помещением.
- Капитальный ремонт. Эти деньги направляются на реконструкцию и ремонт домов. Такой вид платежа актуален как для муниципальных квартир, так и для обычной частной собственности.
- Коммунальные платежи. Это оплата за использованный свет, газ, воду, канализацию и так далее.
У каждого жителя социальной (муниципальной) квартиры есть договор найма. В нем описывается все, что нужно. Включая сюда и суммы платежей, порядок их расчета и так далее. Первым делом рекомендуется изучить этот документ. Вполне возможно, что в нем уже дан ответ на вопросы об оплате квартиры в аварийном доме.
Данный платеж (аренда помещения) взимается в любом случае, вне зависимости от того, признан дом аварийным или нет. Иногда бывают исключения, но они редки. Однако это касается только тех категорий граждан, которые не признаны малоимущими. На практике же, почти всегда социальное (муниципальное) жилье предоставляется именно малоимущим.
Исходя из п.9 ст.156 ЖК РФ, такие категории лиц не должны ничего платить за аренду социальной квартиры. В указанной статье ничего не сказано о том, касается ли это аварийного или обычного жилья. А это значит, что малоимущие вообще не совершают таких платежей.
Платежи за капитальный ремонт
Это единственный тип платежей, который действительно не нужно оплачивать после признания дома аварийным. Об этом сказано в п.2 ст.169 ЖК РФ. И это вполне логично. Аварийный дом точно не будут ремонтировать – его снесут и на его же месте возведут другое строение (жилое или нежилое, это уже зависит от местной администрации).
Коммунальные платежи
Большинство аварийных домов лишены части коммунальных услуг: света, газа, воды или еще чего-либо. Логично, что платить за то, чего нет – не нужно. Однако если услуга исправно поставляется (например, в доме есть электричество), за него все равно нужно платить. И тут уже неважно, является ли дом аварийным или нет.
Дом признан аварийным, а квитанции продолжают присылать
Если после признания дома аварийным продолжают приходить платежи за капитальный ремонт (или, например, за свет, при отсутствии электричества), нужно идти и объяснять ситуацию.
Начать нужно с управляющей компании или ЖЭКа, а если это не поможет, то следует обращаться в суд. Не стоит игнорировать подобные квитанции. Да, вполне можно не платить за то, чего нет или за тот же капремонт, однако будет формироваться долг.
Истребовать его не смогут, но лишние проблемы точно никому не нужны.
Обращение в ЖЭК или управляющую компанию
Сначала нужно попробовать договориться «по-хорошему». Следует собрать документы, подтверждающие тот факт, что дом признан аварийным, что жилец является малоимущим, что нет света/газа/воды и так далее. Конкретный перечень зависит от ситуации.
С этими документами нужно обращаться в ЖЭК или управляющую компанию. Необходимо указать на тот факт, что квитанции нужно изменить или вообще перестать их присылать по таким-то причинам. Обычно этого бывает достаточно. Если не помогает, можно пригрозить обращением в суд. И если уже даже это не помогает – нужно в этот суд и обращаться.
Обращение в суд
Для обращения в суд нужны все те же документы и исковое заявление. Его можно составить самостоятельно или воспользоваться помощью опытного юриста. Рекомендуется обращаться к специалистам, так как иски достаточно сложно правильно составить. Если заявитель действительно прав, то суд быстро вынесет нужное решение. Его нужно будет предоставить в ЖЭК и потребовать не присылать квитанции.
Если даже это не помогает, немедленно нужно обращаться в ССП (Службу судебных приставов). Они смогут заставить УК (управляющую компанию) или ЖЭК выполнять судебные решения.
Вопрос об оплате квартиры в аварийном доме достаточно спорный и нередко без помощи хорошего юриста его невозможно решить. На бесплатной консультации опытные специалисты расскажут об основных моментах, которые нужно знать. Они же могут взять на себя общение с УК или ЖЭК. Если же дело дойдет до суда, качественный юрист сможет грамотно обосновать требования своего клиента и добиться нужного результата.
Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните +7(499)369-98-20 — Москва и Московская область
- позвоните +7(812)926-06-15 — Санкт-Петербург и область
Памятка для жителей многоэтажек: аварии, ЖКХ, счетчики
В министерстве рассказали, кто должен помочь в случае аварий, проблем с работой счетчиков, несогласии с суммами оплаты услуг ЖКХ и плохой работе УК
Сергей Фадеичев/ТАСС
Собственники квартир в многоэтажных домах зачастую не знают, к кому обратиться по тому или иному вопросу. Случается, что управляющие компании, ТСЖ и ЖЭК затягивают с ответом и не оказывают своевременную помощь, а проблему решить нужно срочно.
Минстрой России подготовил памятку с ответами на самые часто задаваемые вопросы жителей многоквартирных зданий.
Содержание
В случае если потребители не согласны с платой за услуги ЖКХ, предъявленной управляющей организацией, то, в первую очередь, им необходимо обратиться в свою управляющую организацию для выяснения причин по предъявлению некорректных начислений.
После получения разъяснений от управляющей организации по начислениям размера платы за жилищные или коммунальные услуги и в случае неудовлетворенности полученными разъяснениями потребитель вправе обратиться с заявлением в органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации для проведения мероприятий по контролю. К заявлению необходимо приложить платежные документы, подтверждающие факт нарушения управляющей организацией. Полномочия органов государственного жилищного надзора определены ст. 20 Жилищного кодекса России и Положением о государственном жилищном надзоре, пояснили в Минстрое.
К кому обращаться в случае аварийных ситуаций?
В соответствии с действующим законодательством, аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома обязано осуществляться круглосуточно, вне зависимости от того, какой тип организации управляет зданием. Это может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья или жилищно-строительные кооперативы, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы.
Все они обязаны организовывать круглосуточное обслуживание в многоквартирном доме по устранению аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления.
Они должны принимать и выполнять заявки собственников и пользователей помещений, регистрировать поступающие сообщения в журнале заявок.
Если лицо, управляющее многоэтажкой, не выполняет указанные обязательства, то следует обратиться в органы Государственного жилищного надзора вашего региона.
К кому обращаться при некорректной работе, замене или поверке счетчиков?
В жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов ответственность за состояние счетчиков, их своевременную поверку и замену несет собственник помещения. Именно он должен следить за их надлежащей технической эксплуатацией и сохранностью, проводить своевременную замену.
Если в счетчике была обнаружена неисправность или повреждение, нарушение целостности пломб, то следует незамедлительно сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу компании-исполнителя коммунальных услуг. Это может быть управляющая или ресурсоснабжающая организации, ТСЖ, жилищно-строительный кооператив и другие специализированные потребительские кооперативы.
Название и реквизиты исполнителя услуг для вашего дома можно посмотреть в платежном документе или через систему ГИС ЖКХ.
Замену счетчика собственник организует самостоятельно: можно обратиться в любую компанию, которая предоставляет такие услуги, главное — обратиться с документами на прибор учета в управляющую организацию, чтобы она опломбировала его и ввела в эксплуатацию.
В случае первичной установки счетчика исполнителем коммунальных услуг ввод в эксплуатацию осуществляется бесплатно. Поверку счетчика может делать только аккредитованная компания.
Проверить наличие и статус аккредитации конкретной фирмы можно в реестре на сайте Федеральной службы по аккредитации.
К кому обращаться для получения рассрочки по оплате задолженности за услуги жкх в случае, если ук не идет навстречу?
Для того чтобы получить рассрочку на оплату услуг ЖКХ, следует обратиться к исполнителю коммунальных услуг.
Это может быть управляющая или ресурсоснабжающая организация, ТСЖ, жилищно-строительный кооператив и другие специализированные потребительские кооперативы.
Название и реквизиты исполнителя услуг для вашего дома можно посмотреть в платежном документе или через Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
В законодательстве зафиксирована ситуация, когда исполнитель услуг обязан пойти потребителю навстречу и предоставить рассрочку — такое возможно в случае, когда в какой-либо из расчетных периодов размер платы за услуги превышает соответствующую сумму за аналогичный период прошлого года более чем на 25%. В других ситуациях за разъяснением порядка и условий предоставления рассрочки на оплату также следует обратиться к исполнителю услуг — законодательство допускает заключение соглашения о рассрочке при погашении задолженности.
Должен ли гражданин платить за вывоз мусора по всем жилым помещениям, находящимся в собственности, или только там, где фактически проживает?
Гражданин оплачивает вывоз мусора за каждое жилое помещение, которое находится у него в собственности, однако в определенных случаях можно оформить перерасчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО).
Каждый российский субъект выбирает свой порядок расчета суммы за услуги по обращению с ТКО — она может рассчитываться, исходя из числа проживающих в жилом помещении граждан или же исходя из его площади. От этого зависит порядок начисления платы и перерасчета начисленных сумм.
Если размер платы за ТКО определяется по количеству граждан, то на перерасчет начисленной платы можно подать в случае отсутствия жильцов более пяти календарных дней подряд.
Для того чтобы подтвердить факт временного отсутствия, следует обратиться в управляющую организацию или к региональному оператору по обращению с отходами. Если в помещении никто не зарегистрирован, начисление будет производиться по количеству собственников.
Однако и в этом случае владелец жилья, подтвердив факт отсутствия в помещении, имеет право на перерасчет в зависимости от числа дней своего отсутствия.
Для случаев, когда плата за обращение с отходов рассчитывается исходя из общей площади жилого помещения, порядок перерасчета не установлен.
Куда обращаться, чтобы узнать, на какую жилплощадь могут претендовать жители дома, который признали аварийным?
Предоставление гражданам другого жилого помещения в связи со сносом дома носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Поэтому, если в аварийной многоэтажке находится жилье, занимаемое по договору социального найма, органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе, должны предоставить гражданам другое жилое помещение.
В случае выселения в связи со сносом дома предлагаемое по социальному найму жилье должно соответствовать ряду требований — оно должно быть равнозначным по общей площади предыдущему жилью, находиться в границах данного населенного пункта, быть благоустроенным.
Потребительские характеристики нового социального жилья должны соответствовать уровню ранее занимаемого ранее жилого помещения.
Если же жилье в аварийном доме находится в собственности, то выкупная цена жилого помещения, площадь предоставляемого взамен помещения, сроки и другие условия выкупа определяются уже в соглашении между собственником жилого помещения и органом местного самоуправления.
То же касается и долевой собственности — в рамках соглашения будет оцениваться стоимость принадлежащего собственнику имущества и на основе оценки предоставляться соответствующее возмещение. Чаще всего речь идет о денежной компенсации.
Субъекты также могут самостоятельно устанавливать для собственников жилья в подлежащих сносу домах дополнительные меры поддержки. Речь может идти о субсидиях на приобретение жилых помещений, возмещений процентов по ипотеке, кредиту или займу.
Эти меры применимы при условии, что на дату признания многоквартирного дом аварийным у собственников не было других пригодных для проживания жилых помещений.
Если дом признан аварийным и подлежащим сносу, то сначала органы, вынесшие такое решение, должны предъявить собственникам помещений требование о сносе в разумный срок.
Если владельцы квартир не произвели снос дома в установленный срок, то земельный участок под ним подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд. Соответственно, изъятию подлежит и каждое жилое помещение в указанном доме.
После этого собственнику жилого помещения в таком доме направляется уведомление о решении об изъятии земельного участка. Вместе с ним — проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Где посмотреть отчетность управляющих компаний?
Управляющая организация должна ежегодно в течение первого квартала текущего года предоставлять собственникам отчет о выполнении договора за предыдущий год.
Также все управляющие организации должны размещать этот отчет в Государственной информационную системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Для поиска нужно нажать на вкладку «реестры», перейти в реестр объектов жилищного фонда и заполнить поля для поиска дома по адресу.
Чтобы посмотреть подробную информацию, необходимо авторизоваться в системе — в верхнем правом углу сайта нажать на кнопку «войти», объяснили в министерстве.
Оплата квартплаты и коммунальных услуг за аварийное жилье
Некоторые считают, что оплата коммунальных услуг в аварийном жилье необязательна. Но это не так: даже если дом признали непригодным для проживания, все квитанции оплачивать нужно.
Но есть отдельные услуги, от оплаты которых собственники освобождаются.
Рассмотрим, какие услуги нужно оплачивать, а какие – нет, как вернуть взносы на капитальный ремонт и что делать, если плата за ЖКУ начисляется незаконно.
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону 8 (800) 302-57-35 Бесплатный звонок для всей России.
Нужно ли платить за аварийное жилье?
В ст. 153 ЖК РФ сказано, что собственники жилых помещений обязаны оплачивать коммунальные услуги и плату за жилое помещение. Ни слова об освобождении от ЖКУ при признании дома аварийным не говорится.
Когда возникает обязанность по внесению платы:
- У собственника – с момента госрегистрации права собственности.
- У нанимателя – с момента заключения договора социального найма.
- У арендатора – от даты заключения договора аренды.
- У члена жилищного кооператива – с момента предоставления жилья кооперативом.
Если жилье относится к муниципальному или государственному фонду, до заселения жильцами все оплачивают органы местного самоуправления.
Пройдите опрос и юрист бесплатно расскажет как не допустить ошибок по сделке купли-продажи квартиры в вашем случае
Какие услуги нужно оплачивать?
Если дом признан аварийным, оплачивать коммунальные услуги придется, потому как они все равно предоставляются и используются.
Что сюда входит:
- Горячее, холодное водоснабжение.
- Электроснабжение.
- Отопление.
- Водоотведение.
- Газоснабжение.
- Тепловая энергия.
- Вывоз мусора.
- Содержание и текущий ремонт дома.
Примечание: согласно ст. 155 ЖК РФ, оплата вносится до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцев. Но решением общего собрания членов ТСЖ или договором управления многоквартирным домом может устанавливаться иной срок.
Какие услуги можно не оплачивать?
Согласно ч.2 ст. 169 ЖК РФ, не уплачиваются взносы на капитальный ремонт, если дом признан аварийным или подлежит изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Освобождение от взносов полагается с месяца, следующего за месяцем признания дома аварийным или вынесения решения об изъятии земельного участка.
Нужно ли оплачивать квартиру по договору соцнайма?
Если человек живет в квартире по договору социального найма, оплачивать коммунальные услуги и плату за пользование жильем придется. Об этом говорится в ст. 153 и 154 ЖК РФ.
Есть пример из судебной практики, где четыре нанимателя аварийного жилья пытались оспорить плату за соцнаем, но суд отказал в удовлетворении исковых требований:
Истцы обратились в суд с иском о возложении обязанности исключить плату за наем жилых помещений к администрации. Двухэтажный дом барачного типа, в котором они жили, признан аварийным. До подачи иска они обращались с заявлением об освобождении от платы в администрацию, но там в удовлетворении заявления отказали.
В ходе рассмотрения дела суд выяснил несколько обстоятельств:
- Дом признан аварийным по решению суда. Им же на администрацию возложена обязанность предоставить пригодное для проживания жилье.
- На момент подачи искового заявления новое жилье истцам не предоставлено.
- При обращении в суд истцы руководствовались тем, что плата за соцнаем не должна взиматься, если жилье признано непригодным для проживания.
Суд не согласился с такими требованиями, обосновав это тем, что по результатам анализа правовых норм нет оснований для освобождения от платы за наем. Ссылки на законодательство приведены. В удовлетворении исковых требований отказано.
Для переселенцев из ветхого жилья снижена плата за ЖКУ
Сколько будут платить за ЖКХ переселенцы из аварийного жилья?
В эфир прямой линии с президентом России Владимиром Путиным обратился гражданин, семья которого была переселена из аварийного жилья в новый дом. Вместе с новыми условиями через месяц проживания он получил и новую сумму, начисленную за коммунальные услуги по квитанции.
Разница между тем, что он платил раньше за ЖКУ и тем, что насчитали в новом доме, была колоссальна. При этом, отказаться от переезда из ветхого жилья он не мог, поскольку дом был признан аварийным. Встал вопрос о размере коммуналки.
На запрос гражданина Федеральная антимонопольная служба разработала и внесла поправки в Постановление Правительства с целью защиты переселенцев от подобных переплат за коммунальные услуги.
Данное изменение планируется реализовать посредством установки предельных границ индексов, на основе которых происходит повышение стоимости ЖКУ.
Итог – граждане, переехавшие из аварийных домов, будут платить меньше, чем все остальные.
Справка! Индексы стоимости ЖКУ применяются для определения величины изменений размера оплаты за данные услуги. Предельные границы этих индексов устанавливаются на законодательном уровне на три года вперед.
Индексы рассчитываются отдельно по каждому субъекту и муниципальному образованию. Устанавливаются и вводятся в действие они распоряжениями Правительства РФ.
Используя базовые значения индексов, каждый субъект рассчитывает свои предельные значения по коммунальным платежам.
Превышение уровня платы за ЖКУ над максимальным значением индексов в субъектах запрещено.
Так, например, на 2021 год Правительство поставило следующие условия:
- За период январь-июнь 2021 года оплату за жилищно-коммунальные услуги не индексировать;
- За период июль-декабрь 2021 года повысить размер коммунальных платежей допускается в пределах 3,2-6,5% в зависимости от региона (Москва- 4,6%, Подмосковье – 4,6%, Санкт-Петербург – 4,5%. Самое большое повышение в Чечне – до 6,5%).
Сама структура оплаты коммунальных платежей определена Жилищным кодексом РФ в статье 154 и включает в себя:
- платежи управляющей компании за управление;
- текущий ремонт;
- содержание общего имущества;
- подача холодной воды;
- подача горячей воды;
- электроэнергия;
- отведение сточных вод и проч.
Скопировать урл
Распечатать
Теги по теме
ЖКУЖКХиндекс
Кс признал неконституционной обязанность оплачивать отопление помещений без батарей в мкд
В Постановлении № 16-П от 27 апреля 2021 г. Конституционный Суд проверил на соответствие Конституции положения, предусматривающие оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной жильцам МКД на общедомовые нужды.
История спора
Валентина Шестерикова проживает в многоквартирном доме, который подключен к системе централизованного теплоснабжения, но при этом большая часть жилых помещений (в том числе квартира женщины) и часть нежилых помещений по согласованию с администрацией муниципального образования переведены на автономное отопление за счет индивидуальных источников энергии (газовых котлов). В этих помещениях произведен демонтаж радиаторов и осуществлена теплоизоляция стояков отопления.
С 2018 г. собственникам помещений, которые используют газовые котлы, начисляется плата за отопление мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета. Одна из жильцов дома П.
обратилась в суд в интересах всех собственников жилых помещений с иском к теплоснабжающей организации о признании действительным одностороннего отказа этих лиц от исполнения публичного договора теплоснабжения, о возложении на ответчика обязанности аннулировать соответствующие лицевые счета и произведенные по ним начисления.
Заключением судебной строительно-технической экспертизы было установлено, что места общего пользования не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений. Инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвале, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги.
Отказывая в иске, суды исходили, в частности, из того, что законом не предусмотрено освобождение собственников жилых помещений, имеющих автономную систему отопления, от оплаты коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды.
Валентина Шестерикова обратилась в Конституционный Суд. Она посчитала, что абз. 3 п. 42.1 и п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствуют Конституции.
Также она оспорила формулу 3 приложения № 2 к Правилам, определяющую размер платы за коммунальную услугу по отоплению в конкретном помещении в многоквартирном доме, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета.
По мнению Валентины Шестериковой, оспариваемые нормативные положения обязывают собственников, которые используют газовые котлы, нести расходы, связанные с потреблением тепловой энергии, в целях содержания общего имущества МКД, хотя места общего пользования не имеют отопительных приборов и иных элементов системы отопления, тем самым понуждая этих лиц оплачивать фактически не оказанную им услугу.
КС проанализировал существующий порядок оплаты отопления
Изучив материалы дела, Конституционный Суд указал, что из представленных судебных постановлений следует, что п.
44 и 45 Правил непосредственно не применялись судами при рассмотрении дела, поскольку соответствующие правовые нормы регулируют отношения, связанные с исчислением размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, за исключением отопления. Поэтому КС прекратил производство по жалобе в этой в части.
В то же время Суд заметил, что хотя абз. 3 п. 42.
1 Правил и находящаяся с ним во взаимосвязи формула 3 приложения № 2 к Правилам и не были непосредственно упомянуты в судебных постановлениях, тем не менее они – наряду с иными правовыми нормами – фактически были положены в основу вывода судов об обязанности собственников вносить плату за коммунальную услугу исходя из показаний общедомового прибора учета. С учетом этого оснований полагать, что оспариваемые положения абз. 3 п. 42.1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к данным Правилам не применялись в деле Шестериковой, нет, решил КС.
Он указал, что данные положения являются предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основании разрешается вопрос об оплате коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, собственниками и пользователями жилых помещений МКД, которые переведены на отопление с использованием индивидуальных источников, при отсутствии непосредственно в помещениях общего пользования дома отопительных приборов.
Как отметил Суд, предусмотренный абз. 3 п. 42.
1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы за отопление основывается на общем принципе распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии, определенного на основании показаний общедомового прибора учета, пропорционально площади конкретного помещения. Правовое регулирование предполагает, что плата за отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества.
В то же время, указал КС, данный порядок учитывает и возможность существования в доме одного или нескольких помещений, в которых установлен индивидуальный источник тепловой энергии.
В силу этого подлежащая внесению жильцами плата фактически исчисляется лишь исходя из приходящейся на помещение доли от общего объема тепловой энергии, потребленной за расчетный период на содержание общего имущества, на основании показаний общедомового прибора учета.
В Госдуму внесен законопроект, изменяющий порядок учета потребления тепла в многоквартирных домахРанее Конституционный Суд признал соответствующую норму Жилищного кодекса неконституционной, поскольку она не разделяет показания общедомовых и индивидуальных приборов учета
Суд сослался на свое Постановление от 20 декабря 2018 г. № 46-П и подчеркнул: сама по себе установка индивидуального источника тепловой энергии и его использование не могут служить достаточными основаниями для полного освобождения жильца от обязанности оплачивать коммунальную услугу в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в МКД.
Данная правовая позиция, заметил КС, основывается на том, что переход отдельных помещений на автономное отопление не влечет за собой реконструкцию внутридомовых инженерных сетей, а потому тепловая энергия, поступающая в такой дом по централизованным сетям теплоснабжения, по-прежнему продолжает распределяться через транзитные трубопроводы и иные элементы внутридомовой системы отопления по отдельным помещениям, тем самым отапливая не только соответствующие помещения, но и весь дом в целом, что, по общему правилу, предполагает потребление тепловой энергии в том числе и на общедомовые нужды, а также неизбежные потери тепловой энергии во внутридомовых сетях этого дома. Это обусловливает обязанность жильцов оплачивать ЖКУ вне зависимости от того, каким образом отапливаются помещения, посчитал Суд. Исходя из этого полный отказ от предоставления и оплаты коммунальной услуги допускается при отключении от централизованной системы отопления МКД в целом, а не отдельных его помещений.
КС отметил: поскольку схема теплоснабжения МКД и разводка внутридомовой системы отопления, как правило, предполагают прохождение через общие конструкции дома элементов внутридомовой системы отопления, от которых возможна передача тепла в том числе в граничащие с этими конструкциями помещения, то тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, не только потребляется помещениями, которые отапливаются централизованно, но и фактически используется на общедомовые нужды. При этом объем тепловой энергии, потребленной на содержание общего имущества МКД, в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, может быть определен исключительно расчетным способом. С этой точки зрения возложение обязанности по оплате коммунальной услуги вне зависимости от способа отопления согласуется с конституционным принципом равенства, заключил Суд.
Он также обратил внимание на то, что предусмотренный абз. 3 п. 42.
1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 порядок определения размера платы фактически исходит из того, что для поддержания в помещениях общего пользования, не оснащенных отопительными приборами, температуры воздуха и уровня влажности используется исключительно тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям.
Между тем для опосредованного обогрева помещений общего пользования используется и тепловая энергия, вырабатываемая индивидуальными источниками тепловой энергии.
В ситуации же, когда на автономное отопление переведены подавляющее большинство помещений МКД, опосредованное отопление помещений общего пользования и дома в целом может осуществляться преимущественно за счет теплоотдачи от них. Объем энергии, выработанной этими источниками и фактически использованной в том числе на общедомовые нужды, может значительно превышать объем поступившей в дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии, фактически потребленной на те же цели.
Таким образом, заключил КС, жильцы МКД фактически участвуют в опосредованном отоплении всех помещений и дома в целом вне зависимости от способа отопления помещений, а значит, несут обусловленные таким участием расходы на отопление многоквартирного дома как целостной строительной системы.
Суд отметил, что переход на индивидуальные приборы учета, как правило, является вынужденной мерой, позволяющей обеспечить в жилом помещении соответствующий нормативным требованиям температурный режим и тем самым – надлежащую реализацию указанными лицами конституционного права на жилище.
Исходя из этого реализация права на жилище, достойный уровень жизни перешедших на автономное отопление жильцов в МКД фактически обеспечиваются за счет их личных имущественных вложений и регулярных трат на поддержание надлежащего технического состояния производящего тепловую энергию индивидуального отопительного оборудования, а также на приобретение необходимого энергетического ресурса.
Тем не менее оспариваемое правовое регулирование, основанное на презумпции потребления на общедомовые нужды исключительно тепловой энергии, поступающей по централизованным сетям, предполагает безусловное и недифференцированное начисление платы за коммунальную услугу в целях содержания общего имущества в МКД пользователей любых расположенных в нем помещений вне зависимости от того, каким образом отапливаются сами эти помещения. При таком порядке определения размера платы, естественно, никоим образом не может учитываться использование тепловой энергии, выработанной установленным в отдельных помещениях индивидуальным отопительным оборудованием, отметил КС.
- В силу этого жильцы, которые перешли на индивидуальное отопление, наряду с расходами на отопление принадлежащих им помещений вынуждены нести дополнительные расходы.
- Между тем, отметил КС, необходимость создания условий для осуществления конституционного права на жилище, а также достижения конституционно одобряемых целей охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, обеспечения баланса прав и законных интересов всех жильцов в МКД, соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает такое правовое регулирование отношений, которое обеспечивало бы равный подход ко всем жильцам при распределении расходов на общедомовые нужды, имея в виду фактическое участие каждого, вне зависимости от способа отопления принадлежащих им помещений, в опосредованном отоплении помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах.
- Отсутствие такого механизма расчета платы свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие с конституционными гарантиями права частной собственности, права на жилище, а также принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, посчитал КС.
Что решил Суд
Суд признал абз. 3 п. 42.
1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 приложения № 2 к ним не противоречащим Конституции в той мере, в какой данные положения предполагают оплату коммунальной услуги по отоплению, предоставленной на общедомовые нужды, жильцами всех помещений МКД, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения и оборудованного общедомовым прибором учета, в том числе жильцами, переведенными на отопление с использованием индивидуальных источников энергии.
В то же время КС признал абз. 3 п. 42.
1 Правил во взаимосвязи с формулой 3 не соответствующим Конституции в той мере, в какой положения обязывают жильцов помещений, расположенных в МКД, который подключен к централизованным сетям теплоснабжения, оборудован общедомовым прибором учета и в котором ни одно помещение не оборудовано индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и переведенных на индивидуальное отопление, вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии в целях содержания общего имущества в случае, когда помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами, не учитывая при этом фактическое участие этих лиц в опосредованном отоплении указанных помещений общего пользования и тем самым многоквартирного дома в целом, а также в обусловленных таким участием расходах, связанных с обеспечением общедомовых нужд.
КС постановил Правительству РФ внести изменения в действующий порядок расчета. Суд указал, что Валентина Шестерикова имеет право на применение компенсаторных механизмов.
Форму и размер компенсации должен определить Шпаковский районный суд Ставропольского края как суд, рассмотревший в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный нормативный акт.
Суд посчитал, что пересмотр дела заявительницы – в условиях невозможности перерасчета платежей за коммунальную услугу по отоплению за прошлый период между жильцами – может привести в том числе к неоплате части фактически поступившей в этот дом по централизованным сетям теплоснабжения тепловой энергии и тем самым к разбалансировке правоотношений по теплоснабжению указанного дома, а потому дело Валентины Шестериковой не подлежит пересмотру.
Эксперты неоднозначно оценили постановление
Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что несмотря на выводы Конституционного Суда вносимая собственниками, демонтировавшими систему отопления на законных основаниях, совокупная плата за отопление без разделения на плату за отопление помещений дома, которые не оборудованы индивидуальным или общим прибором учета тепловой энергии, и плату на общедомовые нужды, все же не соответствует принципу равенства, установленному ч. 1 ст. 19 Конституции, и требует решения на законодательном уровне.
Партнер юридической фирмы «БИЭЛ» Николай Сапожников заметил, что Конституционный Суд еще раз подтвердил правомерность взимания исчисленной расчетным способом платы за отопление общих помещений МКД с владельцев помещений, отказавшихся от централизованного отопления. По его мнению, это согласуется с прежней практикой как Конституционного, так и Верховного судов.
Главное, по мнению Николая Сапожникова, что Конституционный Суд отметил: даже конструктивно обусловленное отсутствие в общих помещениях МКД приборов отопления не отменяет обязанности нести это бремя, так как при наличии подключения к центральному отоплению в любом случае происходит обогрев общего имущества МКД от соответствующих центральных коммуникаций.
«Однако, приводя в обоснование данной позиции довод о том, что разводка внутридомовой системы отопления предполагает прохождение через общие конструкции данного дома (стены, плиты перекрытий и т.п.), Конституционный Суд использовал оговорку “как правило”.
Очевидно, что на просторах нашей огромной страны возможны случаи совершенно разных вариантов организации теплоснабжения конкретных МКД, – подчеркнул он.
– Конституционный Суд не стал указывать на необходимость учета схемы разводки и схемы центрального теплоснабжения конкретного МКД, но предписал законодателю разработать порядок расчета, учитывающий вклад в отопление общих помещений, который вносят владельцы автономно отапливаемых помещений.
Возможно, в таком новом порядке будут тем и иным образом оговариваться условия учета той схемы теплоснабжения и разводки коммуникаций, которые существуют в конкретном МКД».
Вместе с тем, указал Николай Сапожников, при всей очевидной справедливости поставленная Конституционным Судом задача представляется непростой с точки зрения ее технической и нормативной проработки, а также реализации на практике.
«Очевидно, отдавая себе в этом отчет, Конституционный Суд указал на сохранение вплоть до утверждения нового порядка существующих в настоящее время правил.
Иное решение было бы чревато значительными затруднениями в области оплаты соответствующих коммунальных услуг», – заключил эксперт.