Ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный срок
Сдача налоговой отчётности по итогам осуществления хозяйственно-экономической деятельности за истекший период является одной из основных обязанностей всех без исключения налогоплательщиков.
По каждому фискальному обязательству кроме специально утверждённых бланков отчётов установлены также и свои сроки их подачи.
Если организация или индивидуальный предприниматель их нарушат, и не отправят документы в ФНС вовремя, они будут вынуждены уплатить штраф.
Таким образом, под штрафом за несвоевременное предоставление отчетности в налоговую понимают финансовую неустойку, которая выплачивается субъектом хозяйствования в бюджет вследствие несоблюдения ним норм действующего фискального законодательства.
Общие требования к подготовке и подаче налоговой документации
Согласно ст.
80 НК России, налоговой декларацией называют заявление субъекта хозяйствования, в котором фиксируются данные об объектах налогообложения, учтенных доходах в разрезе источников их формирования, понесённых расходах, фискальных льготах, рассчитанных налоговых платежах, а также иная релевантная информация, которая является основанием для начисления определённого вида налога и уплаты его в бюджет.
Фискальные документы готовятся и подаются предприятиями и ИП отдельно по каждому налогу, обязательному для этих субъектов, если другое не предусмотрено действующим законом. Так, например, согласно положениям ст.
80 НК РФ, субъект хозяйствования не должен предоставлять в ФНС декларации (расчёты) по тем видам фискальных обязательств, от выплаты которых он освобождён в связи с применением к нему специального режима налогообложения в части хозяйственной деятельности, проведение которой подразумевает использование налоговых льгот, или активов, задействованных при осуществлении такой деятельности.
Документация составляется в бумажном формате либо в электронном виде с последующей её передачей по телекоммуникационным каналам связи через личный кабинет плательщика или с применением ЭЦП через ОЭД.
В обязательном порядке декларация направляется вместе с документами, прилагаемыми к ней с целью выполнения требований НК России. Их можно предоставлять в электронном виде.
По ОЭД отчетность подают такие категории налогоплательщиков:
- субъекты хозяйствования со среднесписочной численностью персонала за предыдущий календарный год 100 и более человек;
- вновь зарегистрированные компании (в том числе путём реорганизации) со штатом сотрудников 100 и более человек;
- иные субъекты, которые являются плательщиками налогов, сдача декларации по которым предусмотрена исключительно в электронном виде (например, отчеты по НДС).
Компаниям, которым необходимо подать декларацию электронно, легче всего это сделать через обслуживающую бухгалтерскую компанию.
Граждане, которые сами рассчитывают и перечисляют в госбюджет налоги на доходы (ИП на общей системе налогообложения, адвокаты, нотариусы и пр.
), физлица, которые получили требующий налогообложения доход (от продажи недвижимости и транспорта, сдачи в аренду жилья и автомобиля, выигрыши в казино или лотерею и т.п.
), а также налоговые резиденты, заработавшие доходы за пределами Российской Федерации, по результатам календарного года обязаны готовить и направлять в НИ по месту регистрации декларацию 3-НДФЛ.
Отчитаться перед ФНС можно лично, отправить документы ценным письмом по почте или через Интернет.
Сроки подачи
Согласно ст.
23 НК РФ, налогоплательщики должны в установленном действующим законом порядке предоставлять в ФНС по месту постановки на учёт декларации (расчёты) в случаях, если это установлено действующим законодательством.
Обязательства налогоплательщиков по составлению и предоставлению отчетности и расчётов по актуальным налогам и сборам предусмотрены ч.II НК России в разрезе каждого из них, а неподача декларации в срок является правонарушением, которое влечет за собой наложение финансовых санкций.
Сроки подачи отчётов по преимущественному большинству фискальных обязательств урегулированы НК РФ. Так, годовая декларация по прибыли предоставляется субъектами хозяйствования не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.
Что касается отчета 3-НДФЛ, отчитаться о полученных за 2019 г. доходах по общему правилу необходимо было до 30 апреля 2020 г. Указанный срок не распространяется на случаи подачи документа с целью получения налогового вычета.
Отметим, что администрирование местных и региональных налогов и обязательных платежей, как и регулирование сроков подачи обязательной отчётности по ним, относится к компетенции властей субъекта либо муниципального образования. Соответственно, данные индивидуальные правила будут действовать исключительно на территории конкретного региона (к примеру, земельные и транспортные сборы и т.п.).
Размер штрафных санкций за несвоевременное представление налоговой декларации
Подача декларации с нарушением сроков входит в категорию несоблюдения порядка сдачи обязательной отчётности. Величина штрафных санкций для всех компаний и предпринимателей в этих случаях регулируется едиными положениями и рассчитывается по одному и тому же алгоритму.
Так, согласно п.1 ст. 119, несвоевременная отправка налоговых отчетов влечёт за собой наложение штрафа в размере 5 % от величины налога, указанного в отчете как сумма к уплате в бюджет, за каждый полный и не полный месяц. При этом размер граничной суммы финансовой ответственности не должен превышать 30 % от суммы неуплаченного в срок платежа. Нижняя граница санкций составляет 1000 руб.
Отсутствие начислений в отчетном периоде не освобождает налогоплательщика от финансовой ответственности – в таком случае ему придётся заплатить минимальную сумму штрафа за неподачу декларации в 1000 руб.
В эту же категорию также относят и нарушение способа подачи отчетности. В данном случае речь идёт о крупнейших налогоплательщиках и компаниях со среднесписочной численностью сотрудников 100 и более человек, которые обязаны подавать отчёты в электронном виде.
Налогоплательщик не освобождается от уплаты штрафа за декларацию даже если:
- налог был уплачен в госбюджет своевременно и в полном объеме;
- расчётная сумма фискального обязательства к выплате отсутствует.
Для указанных выше случаев законом предусмотрено удержание минимального размера финансовых санкций – 1 000 руб. (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п.18).
По такому же принципу рассчитывается финансовая ответственность и за несвоевременно предоставленный расчёт по страховым взносам. В этом случае сумма штрафа также составляет 5 % от объема неоплаченных вовремя платежей, рассчитанных к уплате за последние три месяца. Границы штрафа – аналогичные: минимум 1 000 руб., максимум 30 % от расчетной суммы.
Кроме налогового законодательства ответственность за нарушение сроков подачи деклараций регулируется и КоАП. Так, согласно ст.15.5, данный проступок карается предупреждением или штрафом в сумме 300-500 руб.
Правильно рассчитать сумму штрафа можно с помощью онлайн-калькуляторов, которые размещены на специализированных ресурсах. Они дают возможность выбрать вид документа, указать дату фактической его отправки и объем рассчитанного налога, после чего произвести расчёт штрафных санкций к уплате в бюджет.
Чтобы отчетность сдавалась вовремя проще всего отдать бухгалтерию на аутсорсинг. В таких компаниях отвтетственность застрахована и штрафы больше не будут вашей заботой.
Штрафные санкции за непредоставление нулевого отчета
Как говорилось ранее, размер финансовой ответственности за непредоставление налоговой декларации рассчитывается как процент от суммы налогового платежа, начисленного к уплате в бюджет.
При этом штрафной платёж не может составлять меньше 1000 руб. Так как субъект хозяйствования должен всегда отчитаться перед инспекцией, неподача даже нулевого отчета тоже является правонарушением и карается уплатой неустойки.
В данной ситуации – это 1000 руб.
Ответственность за неподачу промежуточной отчётности
Согласно действующему законодательству, ряд налогов подразумевает предоставление налогоплательщиками отчетов не только по результатам налогового периода, но и по итогам каждого отчётного — обязательных промежуточных данных. Прежде всего речь идёт о налоге на прибыль (п.1 ст. 289 НК РФ), отчитываться по которому следует ежеквартально или ежемесячно.
При этом, согласно Пленуму ВАС РФ (п. 17 Постановления от 30.07.2013 N 57), несоблюдение сроков подачи промежуточных отчетов должно наказываться не по п.1 ст. 119 (5 % от суммы не перечисленного в бюджет платежа, min 1000 руб., max 30%), а по п.1 ст.
126 НК России, то есть неустойкой в 200 руб., потому что такое нарушение расценивается как непредоставление документов и сведений, предусмотренных НК РФ для осуществления налогового контроля и проверки обоснованности величины налогооблагаемой базы.
Санкции за несвоевременную подачу или непредоставление 3-НДФЛ
В основном расчёт и удержание налогов с доходов физлиц осуществляют налоговые агенты – работодатели, финансовые и страховые компании, банки и т.д. Что касается доходов, полученных без их участия, ответственность по их декларированию возлагается на самих физических лиц.
По общему правилу к таким доходам относят поступления от продажи недвижимости и транспорта до истечения периода минимального владения указанным имуществом (3 года для автомобилей, 5 лет — для недвижимости), доходы от сдачи в аренду недвижимости и транспортных средств, выигрыши в лотерею и казино, доходы, полученные за пределами Российской Федерации, доход от осуществления профессиональной деятельности нотариусов, адвокатов, полученные от неблизких родственников подарки и т.д.
Требования к составлению отчета 3-НДФЛ урегулированы НК России. Налоговый регистр следует подавать в ФНС до 30 апреля года, следующего за отчётным. В этот же срок подается и «нулевая» отчетность предпринимателей. Если по расчетным данным налог к уплате в бюджет не начислен, несвоевременная отправка или неподача документа грозит нарушителю выплатой штрафа за несдачу 3-НДФЛ в 1 000 руб.
В случае, если не была подана документация, согласно которой у физлица возникли обязательства перед бюджетом, такой нарушитель должен будет уплатить неустойку в размере 5 % от рассчитанной в документе суммы за каждый месяц просрочки (полный и неполный), но не более 30% совокупно.
При этом, если вместе с непредоставлением отчетности налог также не был оплачен в срок до 15 июля, физлицу грозит штраф в объеме 20 % от суммы фискального платежа. Это наказание применяется только в случае, если ФНС сама установила неуплату. Если до получения уведомления от инспекции лицо самостоятельно внесло обязательный платеж, основания для взыскания этой неустойки будут исчерпаны.
Штрафы за пропущенные сроки подачи 3-НДФЛ
- Кто должен отчитаться о доходах
Состав декларации, сроки подачи и уплаты
налога
Виды нарушений и штрафные санкции
Кого нельзя привлечь за опоздание с 3-НДФЛ - Неприятным сюрпризом может стать уведомление о штрафе за
неподанную декларацию 3-НДФЛ или требование об уплате налога для
человека, который не подозревал о возникшем обязательстве. - Расскажем, в каких случаях оно появляется, и каковы размеры
штрафных санкций за неисполнение.
Получите налоговый вычет в течение недели с услугой Быстровычет!
Кто должен отчитаться о доходах
Если по трудовому, брокерскому и договору ГПХ налог удерживает и
перечисляет в бюджет налоговый агент, то с остальных доходов нужно
самостоятельно платить и отчитываться перед налоговой
инспекцией.
Перечень лиц, обязанных подавать 3-НДФЛ, обозначен в ст. 228 НК
РФ. В него вошли:
- получатели доходов от продажи собственной недвижимости,
автомобиля; - победители лотерей и прочих азартных игр;
- получатели денежных средств от сдачи жилья в аренду;
- налоговые резиденты, получившие доходы за пределами РФ;
- получающие вознаграждение наследники авторов работ;
- физлица, с чьих доходов не был удержан НДФЛ налоговыми
агентами; - обладатели подарков не от близких родственников (недвижимости,
транспортных средств, ценных бумаг и прочего).
Быстрая регистрация и помощь налогового эксперта!
Состав декларации, сроки подачи и уплаты
налога
В 3-НДФЛ отражаются сведения о полученных доходах и
произведенных расходах, а также налог, подлежащий уплате.
Налоговым кодексом РФ установлены сроки для подачи декларации и
уплаты налогов. Подается 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года,
следующего за годом получения дохода, срок уплаты — не позднее 15
июля.
Виды нарушений и штрафные санкции
Отчитаться и заплатить НДФЛ нужно в установленные сроки. За
опоздание с отчетом и платежом для физических лиц предусмотрены
штрафные санкции, которые регулируются ст. 75, 119, 122 НК РФ.
Что считается нарушением:
Декларация с заявленным доходом сдана с
опозданием. За несоблюдение сроков грозит штраф в размере
5% от суммы НДФЛ за каждый полный и неполный просроченный месяц. За
повторное нарушение размер штрафа могут увеличить, но он не должен
превышать 30% от суммы НДФЛ. Минимальный размер штрафа — 1000
рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Пример:
В 2020 году вы продали автомобиль за 300 000 руб., которым
владели один год. Когда в ФНС поступят сведения о полученном
доходе, вам отправят уведомление о необходимости сдать 3-НДФЛ.
Допустим, вы отправили декларацию 30 июня 2021 года, то есть с
опозданием в два месяца. За не предоставленную в срок декларацию на
вас наложат штраф в сумме 3 000 руб. (300 000 х 5% х 2 мес.) и
направят решение.
Просрочена нулевая декларация. Это также
считается правонарушением. Штраф за несдачу декларации взыскивается
и при отсутствии суммы налога к уплате. Размер штрафа 1000 рублей.
Если вы получали доход, но документально подтвержденные расходы его
превысили, ничего не платите. Но отчет нужно сдать в общем
порядке.
Декларация сдана вовремя, НДФЛ уплачен позднее срока или
не уплачен вовсе. Наказание предусмотрено п. 1, 3 ст. 122
НК РФ. За уплату после установленного законодательством срока или
неполную уплату физлицу могут наложить штраф в размере 20% от суммы
подлежащего уплате НДФЛ.
В случае умышленного занижения или сокрытия дохода и,
соответственно, налога — 40 % от его размера. Не уплаченный в
бюджет НДФЛ будет значиться как недоимка. На нее начисляются пени в
размере 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый
календарный день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Пример:
В 2020 году вы продали автомобиль, которым владели один год, и в
положенный срок задекларировали доход в 300 000 рублей.
Но НДФЛ в размере 13% (39 000 руб.) вы заплатили не 15 июля 2021
года, а 25 июля. То есть опоздали на 10 дней.
Налоговый инспектор начислит:
- 20% штрафа от суммы налога: 7 800 рублей (39 000 х 20%);
- пени за 10 дней: 71,5 рублей (39 000 х 10 х 5,5%/300), где 5,5
% — действующая в том периоде ставка рефинансирования
Центробанка.
На заметку. Если подали 3-НДФЛ с завышенной суммой налога,
например, не указали расходы либо вычеты, вы вправе подать
уточненную декларацию. Штрафные санкции в этом случае применяться
не будут.
Если, наоборот, занизили сумму к уплате, неправомерно включив
расходы, придется пересдать уточненную декларацию и доплатить
налог. Пени за просрочку уплаты части НДФЛ начисляются, а штраф —
нет (п. 19 Постановления Пленума ВАС № 57 от 30.07.13 г.).
Декларация не сдана, НДФЛ не уплачен.
Отсутствие декларирования дохода вкупе с неуплатой влечет за собой
ответственность в виде штрафа (ст. 119, 122 НК РФ) и пени за
просрочку платежа (ст. 75 НК РФ).
Пример:
В 2019 году вы продали автомобиль за 300 тыс. рублей, декларацию
не подавали и НДФЛ в размере 39 000 рублей не заплатили. После
получения писем ФНС вы отчитались и заплатили налог 25 июля 2021
года, то есть с опозданием на 10 дней.
Штраф составит:
- 1 950 рублей (39 000 х 5%);
- 7 800 руб.(39 000 х 20%);
- пени за 10 дней: 71,5 рублей (39 000 х 10 х 5,5%/300), где 5,5
% — действующая в том периоде ставка рефинансирования
Центробанка.
На заметку. Применить штрафные санкции налоговики вправе только
в том случае, если прислали требование. Если вы отчитались и
уплатили налог самостоятельно, будет только штраф за несдачу
декларации НДФЛ в установленный срок.
При уплате штрафа обязательно указывайте в платежке номер
решения ФНС. В противном случае он может повиснуть на лицевом
счете, так как налоговики не засчитают его уплату. В этом случае
вам придется писать заявление на розыск платежа, приложить
квитанцию об оплате и направить в налоговый орган.
Налоговый консьерж — консультации налогового эксперта всего за 83 рубля в месяц!
Кого нельзя привлечь за опоздание с 3-НДФЛ
Если вы подаете 3-НДФЛ только с намерением получить налоговый
вычет, а доходов у вас не было, инспектор не вправе применить
административные меры наказания. Для таких деклараций сроки подачи
не регламентированы.
Чтобы не сталкиваться с проблемами, которые могут возникнуть при
получении налогового вычета или запросе справки об отсутствии
задолженности, лучше вовремя исполнять свои обязанности.
Ответственность за непредставление налоговой декларации
Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает два вида юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций: административную (статья 15.5 КоАП РФ) и налоговую (статья 119 НК РФ). Указанные правонарушения принято считать вполне обыденными, в связи с чем налогоплательщики, пропустив сроки представления расчетов и деклараций, нередко воспринимают налагаемые налоговыми органами штрафы как нечто само собой разумеющееся. Между тем, правоприменительная практика нередко свидетельствует о том, что требования налоговых органов не всегда правомерны и зачастую налогоплательщик имеет возможность избежать штрафов даже в безнадежной, на первый взгляд, ситуации. Комментирует М.С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России.
Содержание
Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния.
При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими.
Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит.
Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.
Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров.
Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).
Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.
Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ.
Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность.
Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.
В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).
Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.
Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния.
При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней — согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими.
Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит.
Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление «пустой» налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.
Вопрос о необходимости представления в налоговые органы «пустых» налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров.
Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).
Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.
Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления — сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ.
Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность.
Понятие же «организация» в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.
В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).
Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.
В отличие от статьи 119 НК РФ, статья 15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц.
Подчеркнем, что речь идет о должностных лицах не только организаций-налогоплательщиков, но и организаций — налоговых агентов.
Таким образом, главный бухгалтер организации — налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.
Еще одной отличительной особенностью статьи 15.5 КоАП РФ является более корректная по сравнению со статьей 119 НК РФ формулировка правонарушения в наименовании статьи. Так, в наименовании статьи 15.5 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков представления налоговой декларации, а не о ее непредставлении, как в наименовании статьи 119 НК РФ.
Следует особо подчеркнуть, что налоговые органы не наделены правом привлекать должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.
Должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по делам о таких правонарушениях.
С момента введения КоАП РФ в действие должностные лица налоговых органов активно пользовались этим правом. Рискнем утверждать, что правомочность таких действий до недавнего времени вполне могла быть оспорена.
В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 этой же статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547.
Остается только гадать, на чем до октября 2003 года основывались должностные лица налоговых органов, составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 — 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.
Ответственность за непредставление (несдачу) налоговой декларации и другой отчетности
Статья 119 Налогового кодекса РФ — Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)
(по состоянию на 01 марта 2018 года)
-
Непредставление установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета
влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
-
Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Статья 1191. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Статья 1192. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения
-
Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.
-
Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.
Комментарий к статье 119 Налогового кодекса РФ
Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы названной нормой не предусмотрена.
Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы неправомерно.
За непредставление (несвоевременное представление) налогового расчета ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется. Ответственность за несвоевременное представление указанного расчета установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Физические лица, получившие доход, должны сдать до 30 апреля следующего года налоговую декларацию (3-НДФЛ), т.е. «сдать» сами себя.
Организации, в зависимости от выбранной системы налогообложения, сдают декарации в разные сроки. Информацию о сроках отчетности можно узнать в налоговом календаре для бухгалтера.
Налоговую декларацию можно предоставить в налоговую инспекцию:
- лично;
- через представителя;
- по почте;
- по электронным каналам связи (если это прямо предусмотрено нормативными актами).
Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
- СТ 119 НК РФ.
- 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета
- влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
- 2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
- влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Комментарий к статьям 119 и 119.1 Налогового кодекса РФ
Определяющее значение для обеспечения надлежащего исполнения обязанности по исчислению и уплате налогов имеет строгое соблюдение налогоплательщиком порядка составления, ведения и представления в налоговые органы налоговой отчетности.
Являясь основным источником сообщаемых налогоплательщиком в налоговый орган сведений о состоянии элементов налога и исчисленной сумме налога за определенный период времени, налоговая отчетность выполняет особую роль, способствующую реализации контрольной функции налогообложения, и выступает первостепенным объектом налогового контроля.
Так, согласно п. 2 ст.
87 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) для проведения в отношении налогоплательщика камеральной налоговой проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа, достаточным основанием для начала выполнения налоговым инспектором своих служебных обязанностей по осуществлению проверки является сам факт подачи налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).
Как указал Конституционный Суд РФ, «налоговая декларация является основным документом налоговой отчетности, непредставление в установленный срок которого ставит под угрозу эффективное осуществление налогового контроля и своевременное обнаружение фактов несвоевременного, неполного или неправильного исполнения налоговой обязанности.
И хотя непредставление в установленный срок налоговой декларации не может полностью блокировать осуществление в отношении налогоплательщика контрольных мероприятий, имея в виду в том числе возможность проведения выездных налоговых проверок, игнорирование налогоплательщиком соответствующей обязанности способно существенным образом затруднить нормальное осуществление налоговым органом его функций» (Определение от 16 декабря 2008 года N 1069-О-О) .
Собирательный термин «налоговая отчетность» используется в настоящей статье преимущественно для обозначения налоговых деклараций и расчетов по налогам (сборам), обязанность по представлению которых установлена законодательством о налогах и сборах в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов) (подп. 4 п. 1 ст.
23 НК РФ), налоговых агентов (подп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ), а также в отдельных случаях — лиц, не являющихся налогоплательщиками или пользующихся правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (п. 12 ст. 80 НК РФ). В частности, из анализа положений п. 5 ст. 174, подп. 1 п.
5 ст. 173 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2014 года , следует, что лица, признаваемые НК РФ неплательщиками НДС , при выставлении покупателям счетов-фактур с выделением отдельной строкой суммы налога обязаны представлять налоговые декларации в порядке и сроки, предусмотренные для налогоплательщиков по НДС.
———————————
Содержание понятия «налоговая отчетность» приведено в данной работе в авторском понимании. В соответствии с Ведомственным классификатором налоговой документации (утв. Приказом МНС РФ от 12 октября 1999 г.
N АП-3-14/319) документация по налоговой отчетности включает в себя широкий перечень документов, носящих названия налоговых деклараций, отчетов, расчетов налогов, справок о регистрации имущества, его стоимости и т.д.
Однако в связи с тем, что в данный Классификатор с момента его утверждения не внесено ни одного изменения, очевидно, что те или иные сведения, содержащиеся в нем, могли потерять на сегодняшний день свою актуальность.
Подробнее об изучении классификации налоговой документации со ссылками на иные источники см.: Батарин А.А. Налоговая документация как форма реализации налоговой отчетности: правовая классификация и роль в исчислении налога // Налоги. 2013. N 6. С. 28 — 34.
До вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (Официальный интернет-портал правовой информации pravo.
gov.ru, 30.06.2013) норма п. 5 ст. 174 НК РФ была сформулирована таким образом, что исключала свое применение к лицам, не являющимся налогоплательщиками. В редакции, действующей с 1 января 2014 года, норма распространена и на отмеченную категорию субъектов.
Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
- Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества, расчета по страховым взносам)
- 1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета
- влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
- 2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
- влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.
Комментарий к ст. 119 НК РФ
Обязанность представления налоговой декларации установлена статьей 80 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.
Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).
1. Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов.
При этом нарушаются требования: статей 80, 81 НК РФ (посвященных налоговым декларациям, порядку их представления и изменения), статей 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о предоставлении документов по требованию налогового органа).
Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.
В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).
- 2. Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную подпунктами 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:
- а) статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:
- — нарушение установленного срока представления налоговой декларации;
— непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи.
Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;
б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 — 3 ст. 80 НК РФ);
в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход, и т.д.);
- г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:
- — организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства) — по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);
- — индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;
- — другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;
- — любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. 85 НК РФ);
д) упомянутый в пункте 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации по тому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами статьи 6.1 НК РФ;
е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в пункте 2 комментируемой статьи.
Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).
Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиции Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.
- 3. Субъектами налоговых правонарушений, указанных в пунктах 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики-организации и физические лица:
- а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ;
- б) ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;
в) привлечение организации к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
Так, в соответствии со статьей 15.
5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;
г) привлечение к ответственности по статье 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.
4. Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.
- 5. Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:
- а) налоговое правонарушение, предусмотренное пунктами 1 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:
- — за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);
- — за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);
- — в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);
- б) деяние, предусмотренное пунктом 2 статьи 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:
- 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе непредставленной в течение 180 дней налоговой декларации;
- 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная со 181 дня непредставления).
- При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;
- в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.
- Размеры налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами статей 112, 114 НК РФ.